Тормозные колодки – это одна из важнейших деталей тормозной системы автомобиля. Именно они отвечают за стабильность и эффективность работы тормозов, охраняя диск и барабан от возможных повреждений. От качества тормозных колодок напрямую зависит эффективность работы всей тормозной системы.
Классификация тормозных колодок
Можно легко выделить три основных типа колодок. Они различаются не только по качеству используемого материала, но, разумеется, и по стоимости. Разброс достаточно велик. Давайте разберемся, какими бывают тормозные колодки?
Тормозные колодки первой категории
Их часто называют «конвейерными». Первая категория включает только лучшие тормозные колодки. Такие детали используются производителями автомобилей непосредственно во время сборки машины. Данный вид – наиболее «сильная» категория деталей. Они соответствуют всем стандартам качества автопроизводителей. Кроме того, колодки в обязательном порядке проходят многократное тестирование на прочность, износ и т. д. Такой набор преимуществ тесно связан и с рыночной стоимостью деталей.
Важно заметить, что та небольшая часть конвейерных тормозных колодок, которая попадает на рынок автозапчастей, действительно стоит немалых денег. Плюс ко всему, найти и приобрести их крайне непросто, ведь большая часть произведенных по данным стандартам тормозных колодок закупаются напрямую автопроизводителями и отправляются на заводской конвейер с последующей установкой непосредственно на новенький автомобиль.
Выпущенные на рынок к свободной продаже «оригинальные» тормозные колодки маркируются именно брендом автопроизводителя, а не брендом изготовителя колодок. При этом тот же самый изготовитель запчасти фактически никак не ограничивает собственный выпуск таких же колодок под своим брендом. Проще говоря, это значит, что под абсолютно разными упаковками могут скрываться идентичные детали, однако с разнящейся на 10-30% стоимостью.
В свободную продажу отправляется в среднем лишь 10% произведенных оригинальных тормозных колодок, поэтому найти их на обычном авторынке – весьма непростая задача. Если вы строго следуете политике использования только оригинальных запчастей, можно приобрести такие колодки в специализированном магазине или под заказ. Здесь выбор шире: множество интернет-магазинов располагают подобным предложением. Вопрос лишь в сроках доставки.
Тормозные колодки второй категории
Иногда изготовители «неоригинальных» (Aftermarket) тормозных колодок достигают существенного снижения цены (на треть в сравнении с оригинальными деталями) за счет использования менее качественных материалов в процессе производства. За этим следует заметное уменьшение ресурса детали (вам потребуется значительно чаще заменять тормозные колодки). При грамотном подборе неоригинальных расходных материалов можно добиться практически той же производительности, а также долговечности, что и от оригинальных изделий первой категории. Ниже мы расскажем, каким образом можно идентифицировать качественный товар?
Экспортные тормозные колодки (3-я категория)
Несложно предположить исходя из названия, что колодки данного подвида не используются для продажи на авторынке страны-изготовителя. Детали этого типа экспортируются в так называемые развивающиеся страны. Под такими странами следует понимать государства с низким уровнем жизни, развития экономики и инфраструктуры. Как следствие, внутри развивающихся стран действует система стандартов и требований к ввозимой продукции с пониженными критериями качества. Дешевый и низкосортный товар отправляется прямиком в страны, где для производителя в принципе есть возможность его продать. Разумеется, стоимость таких деталей минимальна, но и прослужат они крайне недолго (если, конечно, вы не используете автомобиль по прямому назначению раз в месяц).
Экономить ли на торможении: сравниваем дорогие и дешевые тормозные колодки
В чём суть?
У тормозных колодок есть много характеристик, по которым их проверяют серьёзные дяденьки в белых халатах в лабораториях на различных стендах и прочих высокотехнологичных устройствах. Получается в целом интересно, но не всегда понятно, что же в итоге выбрать, на что обратить внимание и за что платить. Поэтому мы сделаем всё гораздо проще и ближе к практике. Возьмём автомобиль: на одну сторону поставим оригинальные (и, конечно, дорогие) колодки, а на другую сторону – дешёвые аналоги. Попутно проведём некоторые минимальные замеры, дающие именно ту информацию, которую почувствует водитель на своей шкуре (точнее, ноге). И в конце второй части нашего «околонаучного» повествования сделаем вывод: стоит ли платить за оригинальные детали? Или же можно купить за треть цены аналог и быть счастливым и чуть более богатым автовладельцем?
Статьи / Практика Дисковые тормоза: типичные поломки и ремонт Почему «пищат» колодки и отчего вибрирует педаль тормоза? Из-за чего клинит тормозной суппорт и что с этим можно сделать, если под рукой нет даже ремкомплекта? Изучаем конструкцию современны… 54904 3 26 10.08.2016
В качестве экспериментального автомобиля мы выбрали Skoda Yeti, но не совсем простую. И дело даже не в хорошей комплектации (1,8 л, TSI, 152 л.с., полный привод и DSG), а в водителе, который согласился рискнуть своим движимым имуществом в наших корыстных целях. Илья как нельзя лучше подходит для нашего эксперимента: тихо он ездить не умеет – прошлое из автоспорта периодически ударяет ему в голову, колодки иногда дымятся, диски плавятся, а Илья от всего этого получает извращённое удовольствие. Поэтому к окончанию эксперимента (а он продлится не так уж и долго) мы ждём уже порядочно уезженных колодок и подробного рассказа с упоминанием дыма из колёс.
Что будем ставить?
Итак, наша первая задача – выбрать испытуемые колодки. Как обстоят дела с оригинальными колодками? Их мы заказывали по оригинальному же каталогу согласно VIN-коду автомобиля. И что же нам пришло? На коробках, разумеется, написано просто Volkswagen (иногда – Volkswagen Group), и чтоб окончательно добить – Made in Germany. На задних (их артикул 5K0 698 451 A, по каталогу) есть более конкретная надпись – Bosch. Передние колодки по артикулу (5K0 698 151) так и остались под именем Volkswagen. За весь комплект отдали ровно 10 000 рублей (и это – с учётом скидки).
Со вторым комплектом получилось сложнее. Дело в том, что «совсем китайские» колодки купить комплектом никак не получалось – одни делают только передние колодки, другие – только задние. Такая же ситуация с отечественными деталями, поэтому мы остановились на продукции EGT. Что это за фирма, спросят некоторые? EGT (European General Technologies) – это литовская компания, которая продаёт под своим брендом запчасти 70 000 различных производителей, причём – высшего качества. Постараемся быть непредвзятыми и поверим в то, что говорит эта компания про себя любимую на своём же сайте. По большому счёту, выяснять, что лежит в коробках с тремя чуждыми русскому духу буквами, невозможно. Да и на самих колодках написаны те же самые три буквы. Судя по цене в три с половиной тысячи за комплект, вряд ли там упаковано что-то слишком хорошее. Но всё же посмотрим – а вдруг?
По одёжке судим
Любой мало-мальски подкованный автолюбитель начнёт оценку колодок по виду их упаковок. Мы тоже не лыком шиты, поэтому давайте рассматривать коробочки.
В целом коробка EGT выглядит весьма прилично. Даже стикер с голограммой есть, а надписи наложены ровно. И хотя качество полиграфии далеко от идеала, послание «German quality» читается хорошо. Тексты с коротенькими инструкциями на коробке – без чудовищного количества ошибок, свойственного типично китайским производителям. Некоторые вольности в пунктуации и в расстановке и употреблении предлогов спишем на то, что работали над упаковкой всё же не носители великого и могучего, а какого-то другого языка. Впрочем, сейчас в Интернете пишут гораздо хуже.
Упаковки оригинальных колодок разные, причём передние лежат в привычной глазу любителя немецкого автопрома скромной «монохромной» коробочке с чётко указанным адресом производителя. Есть и призыв выбросить упаковку правильно, а не кое-как (экология, мы же всё понимаем, да, Volkswagen?). А вот коробка с задними колодками выглядит гораздо проще, хотя и на ней вся необходимая информация указана вполне чётко и однозначно. На обеих оригинальных коробках есть полный перечень применяемости колодок на различных автомобилях концерна. На коробках EGT такой информации нет – там более озабочены собственной рекламой.
Что внутри?
Нужно только взять колодки в руки – и сразу ясно, что тут стоит десять тысяч, а что три. Поверхности самих колодок на оригинале гладкие и ровные, на EGT они в щербинках и сколах. Заклёпки на оригинальных колодках ровные и крашеные, а на заменителях выглядят так, будто их обрабатывал молотком кузнец Вакула. Материал накладок на ощупь тоже совершенно разный: на дорогих колодках он гладкий, а на дешёвых похож на точильный камень (надеюсь, тормозные диски испытания переживут).
А теперь интрига: в коробке оригинальных колодок лежит инструкция. Огромная такая портянка, в которой находим русский язык и читаем первую строчку: NHCTRYKLNRUOMOHTSYWOGHWO… Что-что, простите? В общем, все ясно – что там написано после слова «BHNMAHNE», даже пытаться читать не будем. Ясно, что с кириллицей в Европе проблемы. Да и не только с ней: инструкция абсолютно нечитаема. В EGT же позориться побоялись и класть инструкцию не стали вовсе.
А теперь возьмём в руки штангенциркуль и измерим толщину всех колодок. На всякий случай измерять каждую колодку будем в трёх местах.
Передние колодки обоих производителей во всех точках замера были безупречны: 20 мм. Толщина задних оригинальных колодок оказалась 18 мм, аналогов – 17,5 мм. Но отметим, что оба комплекта оказались ровными, и найти разницу в толщине на разных участках одной колодки мы не смогли.
В коробке с оригинальными колодками лежали ещё проставки для плавающей скобы, в коробке EGT этой роскоши не было. Зато каждая колодка была запаяна в полиэтилен, чего не было у оригиналов.
О том, как устроены дисковые тормоза и как менять колодки, мы уже подробно рассказывали. Поэтому без лишних слов выполняем наш дьявольский план и ставим справа EGT, а слева – оригинал. После чего, довольные совершённым деянием, переходим на тормозной стенд.
Много или мало?
О том, как проводится замер на тормозном стенде, знают многие. Ничего сверхъестественного на нём не происходит: машина на роликах разгоняется, а потом тормозит. Операция производится дважды, для передней и задней осей отдельно. Мы использовали хороший стенд известной компании MAHA. Полная распечатка, полученная у специалиста сервиса, находится чуть ниже. Что интересного наш пытливый ум может вынести из нагромождения цифр?
В общем-то, разница между правой и левой сторонами невелика. Можно даже техосмотр пройти, если надо. Но она есть, причём обратим внимание: и спереди, и сзади разбег между величиной тормозной силы отличается на 13%. Причём справа она в обеих случаях меньше. Напомню: там стоят колодки из коробки с надписью EGT.
А вот разницы в силе стояночного тормоза практически нет, различие в максимальной тормозной силе составляет всего 2%, к которым серьёзно относиться никак нельзя.
Уклоняясь от летящих в меня помидоров, попытаюсь найти оправдание проведённому замеру. Да, это стоило бы сделать километров через 200-300. Но всё написанное выше – только первая часть Марлезонского балета с колодками, но будет ещё и вторая, где мы будем замерять эти же колодки после некоторого количества пройденных километров, а заодно посмотрим на их износ. И на износ дисков, если владельцу автомобиля не повезёт. Кстати, а что думает Илья о торможении на новых, но разных колодках?
Такое есть чувство, что машину при торможении вправо потягивает чуть-чуть. Но склоняюсь к тому, что причина в неровных дорогах, так как справа колодки по идее хуже должны быть. Но по общему впечатлению, мои были покруче немного. Педаль мягче стала.
Ильявладелец-испытатель
Тут требуется небольшое пояснение: во-первых, в Питере выпало рекордное количество снега, поэтому полноценно что-то кроме пробок оценить невозможно. Во-вторых, эти впечатления – результат поездок в течение нескольких дней, до этого на автомобиле стояла продукция Brembo.
Посмотрим, что будет дальше.
За помощь в подготовке материала выражаем благодарность «Дисконт Автосервису РОЛЬФ» (СПб, ул. Савушкина, д. 103, лит. Б).
Основные принципы выбора колодок
Спешим заверить, что подбор тормозных колодок следует начинать с анализа первой и второй категорий. К категории №3 (экспортным колодкам) обращаться вовсе не следует (разве что в совсем крайних случаях) т. к. это значительно усложнит вам жизнь в ближайшем будущем, создав необходимость частой замены деталей.
Также следует убедиться, что тормозные колодки, которые вы планируете приобрести, и тормозные диски, установленные на вашем автомобиле, выпущены одним и тем же производителем. Если это не так, достаточно будет сверить состав смеси (он должен быть идентичным). Это поможет избежать возникновения неприятных звуков во время торможения после замены колодок.
Следующий важный принцип – избегайте подделок! Лучше использовать лицензионную неоригинальную деталь, чем подделку на оригинал сомнительного качества. Отдельно на всех способах идентификации подделок мы останавливаться не будем, обратим ваше внимание лишь на несколько основных факторов, которые помогут понять, что перед вами – фальшивая деталь:
- отсутствие инструкции, паспорта изделия, гарантийного талона в упаковке;
- стертая или нечеткая маркировка изделия;
- отсутствие сертификационного знака на корпусе детали (например, 90R);
- низкое значение рабочей температуры колодок.
Кроме того, на колодках современных производителей часто можно встретить уникальный товарный код (аналогия vin-кода для автомобилей). Если есть необходимость в проверке конкретного изделия, можно ввести этот код на сайте производителя, чтобы убедиться в качестве тормозных колодок.
Тормозные колодки какой фирмы лучше выбрать
Существенного лидерства в этой нише нет ни у одного современного производителя, хотя мы все-таки можем выделить некоторые бренды, которые справляются с задачей балансирования цены и качества чуть лучше своих конкурентов.
Для того чтобы определить целевого производителя тормозных колодок, следует для себя определить, какой стиль вождения для вас актуален?
Городские автомобили, из которых, как правило, водители не «выжимают все соки» снабжаются колодками производства TRW. Они предназначены для спокойной городской езды. Рабочие температуры таких колодок не слишком высоки, однако изделие не подведет в обычном эксплуатационном режиме. Также к данной категории можно отнести колодки бренда Remsa. Фактически эти изделия выпускаются по той же лицензии, что и TRW, однако некоторые рабочие характеристики все же различны (Remsa, кстати, может быть чуть дешевле).
К бюджетным городским вариантам можно также отнести тормозные колодки некоторых российских производителей, к примеру, STS. Этот бренд изготавливает колодки вполне достойного качества (естественно, в разрезе заявленной стоимости). Для установки на бюджетный автомобиль с аккуратной манерой вождения колодки данного производителя вполне подходят.
Автолюбители, предпочитающие спортивный стиль вождения, используют тормозные колодки Brembo, ATE или Fedoro. Рабочая температура у таких изделий по официальной информации от производителя может достигать крайне высоких показателей (порядка 800 градусов). Это говорит о достойных эксплуатационных характеристиках материала, который используется в производстве. Различные независимые тестирования, к слову, только подтверждают преимущества этих моделей для спортивных автомобилей.
К премиальным колодкам относятся изделия бренда PAGID. Такие колодки устанавливаются в качестве конвейерных на автомобили премиум-класса производителей Porsche, VW и многих других. В основном их задействуют немецкие компании (а все мы помним о качестве немецких автомобилей, не правда ли?).
Как выбрать тормозные колодки в магазине
Перед тем как оплачивать тормозные колодки, обязательно следует провести их первичный анализ. Выбрав необходимый вариант по материалам, размерам и производителю, не лишним будет спросить у продавцов, имеются ли документы к тормозным колодкам. Особенно важно узнать о подлинности колодок, если речь идет об их покупке в «местечковом» магазине, где возникает сомнение в качестве товара.
Постарайтесь избегать при покупке самых дешевых вариантов колодок. Если вы видите в продаже керамический вариант колодок от неизвестного производителя по цене полуметаллической детали знакомого бренда, лучше отдать предпочтение второму варианту. Помните, что от грамотного функционирования колодок зависит система торможения, а вместе с ней и ваша жизнь.
При покупке осмотрите колодки внешне. Обратите внимание, чтобы на них отсутствовали сколы, царапины, трещины, стружка и другой производственный мусор. Не лишним будет посмотреть на технические характеристики приобретаемых колодок – коэффициент трения, заявленная скорость износа и устойчивость к перегревам.
(435 голос., средний: 4,51 из 5)
Как сделать мягче подвеску автомобиля
Как правильно использовать турбированный двигатель автомобиля