Что представляет собой сабвуфер и для каких целей он используется?
Сабвуфер в народе называют просто саб, и если переводить это слово дословно, то звучит достаточно забавно – подгавкиватель. В действительности это самый настоящий басовый динамик, отличающийся низкой частотой, оформленный в специальном ящике с крайне сложным устройством.
На сегодняшний день если посмотреть фото сабвуфера своими руками, то можно заметить, что они используются в огромном количестве самых различных мест, начиная от простых бытовых ситуаций, когда он устанавливается дома и заканчивая тем, что сегодня многие используют сабы в своих машинах.
Если удастся найти хороший чертеж сабвуфера и правильно сделать его, то определенно можно браться практически за любой сложности АС, поскольку именно воспроизведение НЧ является одним из самых сложных моментов в мире электроакустики.
Важно лишь, чтобы схема сабвуфера полностью отвечала вашим представлением об идеальной акустике.
Разработка чертежа для корпуса
В технических документах каждой сабвуферной головки указывается необходимый объем корпуса для качественного звучания. Исходя именно из указанного производителем объема, следует разрабатывать чертеж. Рассчитать объем можно по формуле:
где V — требуемый объем; h — высота короба; L — длина и A — ширина.
Параметрами длины, высоты и ширины можно варьировать в любых направлениях, учитывая диагональ динамика, подбирая удобную конструкцию для автомобильного салона. На качестве звучания это не отображается.
В параметры стенок корпуса необходимо также включить ширину материала, из которого он будет изготовлен и всех материалов, какими будет обработан. Например, если планируется изготавливать короб из материала толщиной в 5 мм, обклеивать его шумоизоляцией шириной в 5 мм и делать стенку продолжительностью в 20 см, то вырезать необходимо 21 см. Так как указанный производителем параметр — внутренний объем изделия.
Ширина и длина вентиляционной щели рассчитывается из общей длины изделия. Она не должна превышать половину ширины короба.
Для детальных расчетов можно также использовать специальные программы по расчету с легким интерфейсом JBL SpeakerShop и WinISD.
Немного о басах
Воспроизведение различных басов в принципе является достаточно трудным процессом. В целом НЧ-участок абсолютно любого спектра имеющихся волн звука различается в зависимости от своего психофизиологического сильного воздействия на несколько областей.
Для того чтобы не ошибиться в выборе басового, по-настоящему качественного динамика, и впоследствии короб для сабвуфера удалось выполнить достаточно быстро, прежде всего необходимо значить их ключевое значение и соответствующие границы.
Глубина
Для различного рода духовых органов в специально отремонтированных для музыкальных инструментов залах существенное влияние на то, каким будет тембр звука, оказывает подбас. Именно для звуков природы и различных техногенных катаклизмов, вроде неожиданных взрывов характерны достаточно сильные подбасовые составляющие.
Стоит отметить, что большинство людей подбасы или не слышат вообще, или же слышат, но не достаточно хорошо. К примеру, если осуществить отфильтровку принципиально разных по характеру имеющихся звуков ядерного взрыва и сильного урагана, вроде торнадо в тропиках от всего, за исключением подбасов, то со стопроцентной уверенностью можно сказать о том, что вряд ли кому-либо из слушателей удастся понять, что же на самом деле происходит.
Именно по этой причине сабвуфер для дома практически все оптимизируют исключительно на мидбас.
Как сделать сабвуфер своими руками
Со временем мне стало не хватать давления от моего буфера Ivolga 15c. Короб был у меня на 82 литра. Решил сделать новый короб своими руками…
Что нам для этого потребовалось:
- Материал — в моем случае он бесплатен — это старые кровати. Толщина 20 мм.
- Жидкие гвозди — в колличестве 1.
- Саморезы — 35-е 250 штук…)
- Электролобзик
- Дрель
- Шуруповерт
- Клемник
- Клей ПВА
- Балончик черной краски
- Шумка
- Синтипон
- Степлер
- Карпет
- Провода — внутренние от буфера к клемнику.
Такой у нас вид Сзади…)
Вырезаем отверстия под буфер и клемник все тем же лобзиком…
Сборка короба завершена… Приступим к обтягиванию короба карпетом…
Тянули без клея… Проклеивал только карпет, заправленный в фазик… Степлером закрепил внизу… Боковинки треугольниками свел друг к другу…
Сделали дополнительные боковые панели… (Пока в тайне для чего…)
Вся работа заняла три дня. Так как нам было нужно, чтобы герметик и гвозди хорошо застыли. Не мало пота и крови мы потеряли, пока делали короб) Так как это был первый опыт, и как соответственно много неудачных моментов. Одна стенка получилась короче на 2 см, чем нужно… и самая печалька, что материал закончился… Пересчитал все заново, отрезал и тогда уже все пошло ровно) . И наконец результат… Короб готов… И тут же побежали к машине проверить как же это будет играть…)
Результатом я очень доволен
Установил буфер как и хотел.(Направленность в салон)
. Плюсов оказалось Достаточно много, минус один. Теперь все по порядку))
Теперь + и — Из плюсов:
1)
Все давление идет непосредственно в салон.
2)
Басс стал более качественный и чистый.
3)
Так как все давление идет в салон, пропал грохот от непрошумленных крыльев, лючка топливного
бака и личинки замка багажника) Соответсвенно экономия денег на шумоизоляцию) 4)
Ну и самое главное давление выросло на порядок, в сравнении со старым коробом.
Из минусов:1)Место в багажнике совсем не осталось.(В моем случае багажник я не использую, так что это не большая проблема)
Как выбрать динамик?
При выборе обязательно стоит обратить внимание на то, что полный расчет всего акустического оформления всегда производится только по известным параметрам Тиля-Смолла.
При создании хорошего сабвуфера своими силами важно лишь учесть абсолютную добротность головки именно на ее основной резонансной частоте. Связано это с тем, что по ней осуществляется выбор идеального варианта для будущего акустического оформления.
Шумоизоляция поверхности
Шумоизоляция короба изнутри повысит показатели КПД. Можно использовать различные материалы как жидкие, так и листовые.
Жидкие звукоизоляционные растворы наносятся на всю внутреннюю поверхность толщиной в 1-2 мм, включая фазоинверторный воздуховод.
Листовую шумоизоляцию можно прикрепить при помощи клея ПВА, также по всей внутренней поверхности корпуса.
После обработки короба звукоизоляционными материалами можно вставить сабвуферную головку, плотно закрутив ее, и скрепив все стенки короба.
Автосабвуферы
Если вас интересуют автомобильные сабвуферы, то в таком случае стоит иметь обязательно в виду, что их чаще всего устанавливают либо прямо под сиденьем у водителя, либо в отсек багажника.
При размещении вторым вариантом, автосабвуфер может занять достаточно много полезного места, поэтому к нему прибегают не так часто. Однако и в случае размещения сабвуфера под сиденьем возникают некоторые риски, связанные, например с тем, что его достаточно легко в таком случае повредить ногами.
Стоит обратить ко всему прочему особенное внимание на важный момент, заключающийся в том, что в достаточно тесном салоне машины не обойтись без обязательного эффекта маскировки различных шумов.
Именно по этой причине практически все автомобильные сабвуферы оптимизируются преимущественно на подбас.
Обратите внимание!
Лампа для дезинфекции коронавируса (COVID-19) — обзор лучших вариантов, а также инструкция по применениюКак сделать медицинскую маску: инструкция по изготовлению простых и сложных масок для защиты от коронавируса (COVID-19)
Как связать тапочки крючком? ТОП-8 лучших идей от мастериц. Пошаговая инструкция, как связать красивые и теплые тапочки своими руками
Самый популярный короб для сабвуфера
короб для сабвуфера Сабвуфер — это наиболее известный способ поднять качество аудиосистемы своего автомобиля на новый уровень. С низкочастотным динамиком любые треки, которые вы чаще всего слушаете в своей машине, начинают звучать по новому, более глубоко и объемно, даже те, в которых немного баса. Но, чтобы «саб» играл хорошо, для него нужно акустическое оформление, по-простому — ящик, или короб для сабвуфера. Вариант с врезкой динамика в заднюю полку категорически не приветствуется, так как играют он в подобной установке плохо.
Также не рекомендуется покупать готовые сабвуферы в магазинах, так как они, как правило, изготовлены из тонкой фанеры, которая звенит даже при легком постукивании, обладают дешевым встроенным усилителем и содержат в себе динамики самых простых линеек малоизвестных производителей.
Поэтому сабвуфер лучше всего делать на заказ, когда под нужный вам динамик индивидуально рассчитываются короб для сабвуфера, который будет изготовлен из толстого, прочного материала и будет сделан точно под багажник вашего автомобиля. Усилитель для такого сабвуфера должен быть внешний и тоже подобран по мощности под низкочастотный динамик.
Какие же короба самые популярные? Их несколько, начнем с самых распространенных:
1. Закрытый ящик (ЗЯ). Наиболее простой в изготовлении и расчетах короб для сабвуфера. Он хорошо играет и занимает достаточно мало места. Для того, чтобы посчитать нужный объем для него, надо всего лишь знать, сколько литров нужно конкретному динамику. После этого остается с помощью простых арифметических действий рассчитать размеры короба. Но коэффициент полезного действия для этого акустического оформления самый низкий, это его единственный минус.
Закрытый ящик встроенный в багажник девятки
2. Фазоинверторный ящик (ФИ). Второй по популярности тип акустического оформления. Он представляет собой ящик с портом, то есть трубой или щелью. Через этот порт излучает звук обратная сторона диффузора динамика, что увеличивает КПД такого короба почти вдвое. Играет он хорошо и громко, но занимает чуть больше места, чем закрытый ящик. В расчетах он немного сложнее. Если лень считать вручную, в интернете можно найти программы для расчета, которые посчитают за вас и выдадут все нужные данные под определенный динамик.
ЕЩЁ Автозвук
Преимущества подключения конденсатора к сабвуферу
Фазоинверторный ящик для сабвуфера
3. Четвертьволновик (ЧВ), или лабиринт. Этот тип оформления позволяет получить очень приятный, музыкальный и быстрый нижний бас, гораздо лучше, чем в двух предыдущих вариантах. Прост в расчетах, ведь ЧВ это, по сути, свернутый порт, в который вставляется динамик. Все, что необходимо рассчитать — это площадь порта и его длину, которая будет тем больше, чем частота настройки сабвуфера. КПД четвертьволновика огромно! Единственный его минус — такие же огромные размеры ящика.
короб для сабвуфера — четвертьволновик
4. Бандпасс (БП). Выглядит, как комбинация закрытого ящика с фазоинвертором. Имеет очень приятное и мощное звучание, высокую отдачу. Размеры короба большие, но меньше, чем ЧВ. Единственная сложность — расчеты. Так как правильно рассчитать размеры и настройку очень непросто, используется при инсталляции в системах высокого уровня, да и то очень редко.
короб для сабвуфера — бандпасс