Типовые размеры свечей зажигания.

Как выбрать свечи зажигания

В прошлом водители не задумывались о том, какие должны быть свечи зажигания, они просто приобретали единственно доступные в магазинах запчасти, которые использовались как на отечественных авто, так и на первых иномарках, появившихся на наших дорогах в девяностых годах прошлого века. Сегодня же технологии шагнули далеко вперед, появились свечи сразу с несколькими электродами, выполненные с напылением из благородных металлов, которые отличаются своим калильным числом, материалом центрального электрода и рядом других параметров.

Как выбрать свечи зажигания: виды свечей зажигания

Неудивительно, что во всем этом многообразии выбора у многих автовладельцев появились сложности с тем, чтобы подобрать такую модель, которая будет оптимальной для конкретной машины. В подобном случае необходимо учитывать не только рейтинг лучших свечей зажигания, но и ознакомиться с рекомендациями автопроизводителя. В технической документации автомобиля обычно указывается, какое калильное число и другие параметры свечей зажигания подходят для того или иного двигателя.

Если вы задумываетесь о том, какие свечи зажигания лучше поставить на ваш автомобиль, то необходимо также учитывать не только технические требования того или иного мотора, но и стоимость конкретных моделей. Многоэлектродные свечи с центральными электродами, выполненными из платины или иридия и других благородных материалов, имеют увеличенный срок службы, но при этом они отличаются высокой стоимостью, которая не всем автовладельцам по карману.

Автомобильные свечи зажигания, выбор, производители, обслуживание, замена, рейтинг лучших свечей мировых изготовителей

Виды свечей зажигания по материалу центрального электрода

Чтобы определить, какие свечи зажигания ставить на свой автомобиль, необходимо изучить информацию об их особенностях, и, в частности, вид свечей по их материалу электрода. Это едва ли не основной параметр, от которого будет зависеть цена конкретной модели, показатели калильного числа и возможность их использования на конкретном авто. Недорогие модели, в которых центральный электрод выполнен из железа, никеля, меди или цинка, хорошо отводят тепло и обладают прекрасными показателями электропроводимости. Однако в холодное время года с такими свечами существенно затруднен пуск двигателя, никелевые модели могут заливаться топливом в холодное время года, а их ресурс обычно не превышает 20-25 тысяч километров.

Виды свечей зажигания по материалу центрального электрода

Рейтинг свечей зажигания для автомобилей сегодня неизменно возглавляют модели, у которых центральный электрод выполнен из различных благородных металлов, в том числе платины, иридия или серебра. Выполняют такие свечи по специальной технологии с тонким электродом, что не только обеспечивает высокую мощность искры, но и предупреждает их заливание топливом. Соответственно, уверенный пуск двигателя обеспечивается практически в любых условиях. Срок службы таких моделей куда больше, чем у обычных свечей, например иридиевые служат 50 000 километров, а платиновые — до 100 тысяч пробега.

Никелевые

Никелевые свечи — это самые простые модели, у которых боковой и центральный электрод сделан из никеля. Несмотря на свою доступную стоимость, такие свечи могут прослужить даже до 50 000 километров пробега, при этом они имеют допуск к использованию не только на иномарках, которые выпускались десяток лет назад, но даже на совершенно новых автомобилях бизнес-класса. Преимуществом таких моделей является универсальность использования, неплохой ресурс, отличные характеристики по калильному числу, а также их доступная стоимость.

Никелевые свечи зажигания

Платиновые

Отличительной особенностью платиновых свечей является наличие на центральном электроде выполненной из платины напайки у острого наконечника. Этот благородный металл имеет отличные эксплуатационные характеристики, позволяя выполнять тонкие электроды, что необходимо для их длительного срока службы. Обычно ресурс таких свечей составляет 60-70 тысяч километров. Такие модели часто включают в топ-15 свечей зажигания для современных автомобилей, что объясняется их отличными эксплуатационными характеристиками.

платиновая свеча зажигания

Иридиевые

Иридиевые свечи выполнены по специальной технологии с центральным электродом из иридия и напайкой на боковом электроде из платины. Такая конструкция обеспечивает не только великолепные эксплуатационные характеристики, качественную и стабильную искру, но и длительный срок эксплуатации, который составляет порядка 100 000 километров пробега. Такие модели неизменно возглавляют список свечи зажигания топ 15 лучших, что объясняется их прекрасными показателями при эксплуатации. Единственный недостаток иридиевых свечей зажигания — это их высокая стоимость, которая в несколько раз превышает цену аналогичных недорогих никелевых моделей.

Иридиевая свеча зажигания

Виды свечей зажигания по количеству контактов

Специалисты, которые дают рекомендации, как выбрать свечи зажигания, в первую очередь советуют определиться с количеством контактов у желаемых свечей зажигания. Самые простые одноконтактные модели имеют небольшой срок эксплуатации, они подходят для иномарок выпущенных несколько десятков лет назад и простых отечественных автомобилей.

Виды свечей зажигания по количеству контактов

Рейтинг свечей зажигания 2020 года неизменно возглавляют многоэлектродные модели, которые, благодаря своей сложной конструкции, позволяют обеспечить качественную искру, необходимую для стабильного воспламенения топливно-воздушной смеси. Их единственный недостаток — это высокая стоимость, что несколько увеличивает затраты автовладельцев.

Одноконтактные

Одноконтактные свечи пользовались популярностью в прошлом, что объяснялось их простотой конструкции. Если вы задумываетесь о том, какие свечи зажигания лучше для подержанной иномарки, выпущенной более десятка лет назад, то именно одноконтактные простые модели свечей будут в подобном случае оптимальным выбором. Их преимуществом является не только доступная стоимость, но и возможность использования с не слишком качественным бензином.

Одноконтактная свеча зажигания

Двухконтактные

Двухконтактные свечи имеют несколько боковых электродов, что позволяет гарантированно получать стабильную мощную искру, необходимую для правильного воспламенения топливной смеси. Такая многоэлектродность продлевает срок службы свечей, положительно сказываясь на их надёжности. Однако сегодня такие свечи используются не столь часто, что объясняется их высокой стоимостью. Если вы задумываетесь о том, какие свечи зажигания выбрать, то нужно в первую очередь обращать внимание на материал центрального электрода, а не на количество её контактов.

двухконтактные, никелевые свечи зажигания

Трехконтактные

Трехконтактные свечи зажигания обеспечивают стабильную искру и сегодня чаще всего используются на премиальных автомобилях. В технической документации к таким авто указывается, какие свечи зажигания лучше ставить на машину. При использовании таких свечей зажигания необходимо помнить о том, что к качеству бензина предъявляются повышенные требования, что и позволит обеспечить правильную работу силового агрегата.

Трехконтактная свеча зажигания

Форкамерные

Также в продаже можно найти дорогие плазменные форкамерные свечи, которые имеют отличающуюся конструкцию от стандартных моделей. Особенностью такой технологии является предварительный поджиг небольшого количества топлива, которое в последующем уже в горящем виде подается в мотор.

Форкамерная свеча зажигания

По заявлениям производителей таких свечей, их использование позволяет несколько повысить мощность мотора, обеспечивая при этом экономию топлива. Однако проведенные многочисленные тесты не позволили установить каких-либо преимуществ таких форкамерных свечей, тогда как их стоимость на порядок выше стандартных моделей.

Свечи зажигания сбоку ГБЦ

Характеристика свечей зажигания NGK отличия по типу

Когда правильно надо менять свечи зажигания

Начнем с того, что каждый изготовитель свечей предлагает потребителю уникальные особенности, которых удается добиться в процессе производства. Компания NGK не является исключением. Хотя устройство изделий подобного рода давно является хорошо продуманным и фактически завершенным решением (не предполагает принципиальных отличий), производители регулярно улучшают различные характеристики.

Такие улучшения становятся возможными благодаря внесению незначительных доработок в общую конструкцию, а также являются результатом использования новых материалов. В сочетании с высокотехнологичным процессом изготовления и последующими тестовыми проверками существенно снижается процент брака в каждой отдельной партии, увеличивается ресурс свечей зажигания NGK из каждой серии.

Что касается самих типов свечей, компания предлагает 7 видов изделий. Каждый тип обладает различными уникальными характеристиками и особенностями. Например, свечи зажигания NGK из линейки V-Line являются популярным и доступным решением. Такие изделия способны обеспечить ровную работу ДВС даже в условиях сильно обедненной рабочей смеси.

Стабильное образование искры позволяет добиться своевременного и полноценного воспламенения топливного заряда в камере сгорания. При этом достигается максимальная надежность на разных режимах работы мотора (легкость запуска, езда на низких оборотах, максимальные нагрузки, переходной режим и т.д.).

Простые одноэлектродные свечи NGK отличаются стабильностью во время работы благодаря специальной V-образной насечке на центральном электроде. Такое решение позволяет распределить потенциалы ближе к области периферии.

В этой области, как правило, отмечается наибольшая концентрация паров топлива. В результате мощная искра позволяет добиться эффективного и полноценного воспламенения заряда на протяжении всего срока службы свечи (около 30 тыс. км.)

Также среди различных типов свечей NGK широко представлены варианты с несколькими электродами. Многоэлектродные свечи зажигания являются более современным решением, отличаются повышенной надежностью. Несколько боковых электродов обеспечивают стабильное искрообразование даже в том случае, когда один из них вышел из строя.

Параллельно улучшается качество воспламенения обедненной смеси, свеча стабильно работает на разных режимах. По количеству боковых электродов на свече их может быть от 2 до 4. Элементы распложены вокруг центрального электрода на равном расстоянии друг от друга.

К плюсам этого типа изделий относят меньшую склонность к загрязнению, а также заметное увеличение срока службы (около 50 тыс. км). Более того, высокое качество стало поводом для отдельных разработок. Например, трехэлектродные свечи НЖК были разработаны специально для моторов немецкого автогиганта VAG.

Отдельного внимания в общем каталоге также заслуживают свечи с центральным электродом в форме конуса и особыми напайками, которые выполнены на внутренней поверхности бокового электрода. Указанные напайки представляют собой сплавы, в основе которых лежат редкоземельные металлы (платина, иридий).

Такие металлы позволяют существенно увеличить ресурс свечей (в среднем, до 3-х раз по сравнению с обычными одноэлектродными, а также на 30-40% в сравнении с многоэлектродными). Благодаря большому сроку службы (около 80-100 тыс. км) и надежности иридиевые свечи NGK пользуются завидной популярностью среди автолюбителей.

Как поменять свечи зажигания

При эксплуатации автомобиля автовладельцу неизменно потребуется выполнять замену свечей зажигания, что можно сделать как самому, так и обратиться в специализированные мастерские. В первую очередь необходимо определиться с тем, какие свечи зажигания подходят под конкретный автомобиль и приобрести качественные и оригинальные модели. Возможность проведения такой работы самостоятельно будет во многом зависеть от конструкции и особенностей двигателя.

Свечи зажигания с вертикальной установкой в ГБЦ

Правильно заменить свечи зажигания можно лишь на автомобилях, в которых имеется лёгкий к ним доступ сверху или сбоку. В подобном случае всё что потребуется — это специальный ключ, которым выкручиваются свечи из глубоких посадочных колодцев. Предварительно необходимо будет отсоединить высоковольтные провода и снять катушки. После замены свечей всю систему зажигания собирают в обратном порядке.

Для замены свечей зажигания еобходимо снять впускной коллектор

К сожалению, сегодня многие двигатели современных автомобилей имеют сложную конструкцию, поэтому заменить свечи зажигания на них самостоятельно бывает проблематично. В подобном случае необходимо обращаться в специализированные СТО, причём стоимость такой работы может быть достаточно высокой. Мастера в сервисе не только подскажут, какие свечи зажигания поставить на машину, но и смогут быстро выполнить все необходимые ремонтные работы.

Плазменные короны, управляемое сгорание, ионизация… Звучит, как что-то из фантастического боевика, но на самом деле речь идет не о фантастике, а о самом последнем изобретении, которое обещает снизить расход топлива и вытеснить привычные свечи зажигания

, так как в свое время они вытеснили магнето.

Устройство, которое вы видите на картинке, является новейшей технологией в области зажигания и, по мнению его создателей из компании Federal-Mogul, вскоре возьмет на себя работу, которую выполняют привычные нам свечи. Оно получило название ACIS, что расшифровывается как Advanced Corona Ignition System — «Продвинутая система коронарного зажигания»

. Наиболее важным в этой технологии является сокращение расхода топлива не менее чем на на 10%. Более того, если разработка Federal-Mogul получит распространение, то у нее есть потенциал, который даст конструкторам двигателей возможность сделать их еще более совершенными.

Как это работает

В случае с использованием обычных свечей зажигания воспламенение смеси происходит точечно — горение распространяется от искры, газы расширяются, ускоряя движение поршня вниз. Главное отличие работы ACIS в том, что вместо точечной искры происходит воспламенение, большее по площади, — в виде короны

.

Это ионизирует и возбуждает топливную смесь в камере сгорания, что инициирует более быстрое и эффективное воспламенение на более обширной площади.

Прощайте свечи зажигания, здравствуй плазма!
Обычная свеча и ACIS. Фото: Autocar

Использование в качестве источника чрезвычайно горячей плазмы означает, что ACIS способна зажечь значительно менее воспламеняемую смесь, подобную тем, что используются в более экономичных двигателях, работающих на обедненной смеси и использующих систему рециркуляции выхлопных газов.

Быстро и ярко

Корона существует недолго, но ее интенсивность чрезвычайно высока — «обычная искра длится в течение двух или трех миллисекунд,» говорит Кристофер Миксел, директор подразделения «Трансмиссии и силовые установки» компании Federal-Mogul, «корона же существует примерно 100-200 микросекунд». Но, в отличии от точечной искры, диаметр короны может достигать 30 или 40 мм. Тем самым по всей камере инициируется быстрое, обширное и равномерное сгорание смеси. По словам Миксела, это не только позволяет уже сейчас говорить об экономии топлива, но и дает возможность предположить, что на основе этой технологии могут быть разработаны новые конфигурации более эффективных камер сгорания.

Прощайте свечи зажигания, здравствуй плазма!
Диаметр короны может достигать 30 или 40 мм. Фото: Autocar

Запуск «тощий»

Но даже при существующих конструкциях ДВС, выгоды очевидны. При использовании ACIS воздушно-топливная смесь сгорает быстрее, поэтому энергия расширяющихся газов используется полнее в цикле работы двигателя. Это также означает, что двигатель сможет работать на более бедной смеси и быть экономичнее.

… И запуск чистый

Рециркуляция отработавших газов (EGR), при которой для снижения выбросов оксидов азота часть отработавших газов возвращается и поступает в воздушно-топливную смесь, – один из любимых трюков разработчиков современных моторов. Рециркуляция отработавших газов замедляет скорость сгорания смеси и помогает поглощать любые несгоревшие углеводороды, которые остаются в выхлопных газах. Использование EGR также снижает потребность в богатой струе топлива для достижения четкого ответа на открытие дроссельной заслонки.

Тем не менее, системы рециркуляции отработавших газов могут затруднять воспламенение смеси. И вот эта проблема успешно преодолевается ACIS. Двигатель с ACIS может работать с более высоким объемом рециркуляции отработавших газов, что делает его чистым и более эффективным.

Детонация

ACIS может также уменьшить вероятность возникновения детонации, которая происходит, когда воздушно-топливная смесь воспламеняется в результате давления, подобно тому как это происходит в дизельном двигателе. Результатом детонации может стать повреждение шатунно-поршневой группы. Но ACIS сжигает смесь быстрее и на большей площади в более «управляемом» режиме, что устраняет шанс детонации.

Сжатие

Все перечисленное также означает, что двигатели, оборудованные ACIS, могут работать с более высокой степенью сжатия. Ее увеличение — давно известный путь повышения эффективности ДВС, но именно проблема детонации до сего дня мешала наращиванию этого показателя.

По мнению Кристофера Миксела, степень сжатия в двигателе с ACIS может достигать показателя 14:01 в атмосферном двигателе или 12:01 в ДВС с турбонаддувом. При этом «свечи» ACIS будут иметь более длительный срок службы по причине отсутствия коррозии электродов.

Что дальше?

В настоящее время ACIS находится на стадии исследований и разработок. В «Федерал Могул» заявляют, что работы ведутся в партнерстве с несколькими автопроизводителями (Mazda, однако, в их число не входит, даже при том, что ее новый бензиновый двигатель SkyActiv уже работает со степенью сжатия 14:01.)
Система специально разработана таким образом, что блок ACIS можно ввинтить в стандартную резьбу свечи зажигания, так что система может быть использована на уже существующих двигателях. И хотя это не является частью замысла Federal-Mogul, есть некоторая вероятность появления ACIS на вторичном рынке.

Рейтинг производителей свечей зажигания

Если вы не знаете, как выбрать свечи зажигания, то отличным решением такой проблемы станет использование различных рейтингов, в которых собраны лучшие модели, подходящие как для новых иномарок, так и для машин с большим пробегом. В такие топ попадают не только дорогие модели свечей зажигания от ведущих производителей, но и варианты, предназначенные для их установки на продукцию АвтоВАЗа и видавшие виды недорогие иномарки. На основании такого рейтинга свечей зажигания можно сделать правильный выбор, надолго решив проблему с работой зажигания в моторе.

Denso

Denso — это крупный японский производитель свечей зажигания. В предложении этого бренда есть модели как для бизнес и премиум сегмента, так для иномарок эконом-класса.

Свечи зажигания Денсо

Продукция Денсо регулярно попадает в топ производителей свечей зажигания, что объясняется непревзойденным качеством, высокотехнологичностью продукции и максимально долгим сроком службы свечей зажигания. Большой популярностью пользуются свечи Denso с электродами из никеля, которые обеспечивают отличный пуск двигателя даже в сильный мороз.

NGK

Особенностью свечей от японского производителя NGK является устойчивое искрообразование и предупреждение появления химических отложений на электродах. В линейке предложения компании НЖК можно найти свечей зажигания, предназначенные в том числе для двигателей, работающих на газу.

Свечи зажигания НЖК

Популярностью пользуются модели с иридиевыми электродами, которые отличаются великолепной долговечностью и качеством исполнения. Они неизменно входят в топ свечей зажигания для премиальных автомобилей, имея срок службы на уровне 80 тысяч километров пробега и более.

BRISK

Brisk — это чешский производитель свечей зажигания, в линейке предложения которого имеются десятки различных моделей, предназначенных для атмосферных или турбированных двигателей, машин с форсированными моторами и работающими на газу.

Свечи зажигания Бриск

Применение специальной технологии позволяет обеспечить быстрое и полное воспламенение топливно-воздушной смеси, сокращая потребление двигателем бензина. В рейтинг производителей свечей зажигания неизменно включают чешский бренд Бриск, продукция которого отлично себя зарекомендовала за многие десятилетия.

Bosch

Компания Bosch — это известный немецкий бренд, который предлагает своим покупателям высокотехнологичную продукцию по доступным ценам. Такие свечи обеспечивают стабильность работы двигателя даже при минимальном напряжении аккумулятора. Одно и многоконтактные модели позволяют получать плазменную дугу искры, что является одним из обязательных условий полного сгорания топлива, повышения мощности двигателя и сокращения расхода бензина.

Свечи зажигания Бош

Продукцию Бош часто включают в рейтинг иридиевых свечей зажигания, этот производитель специализируется на выпуске запчастей, которые отличаются великолепной долговечностью.

Finwhale

Швейцарский производитель компания Finwhale предлагает две линейки свечей зажигания F-серии с гальваническим покрытием и электродами из высокопластичной стали, а также модели FS, у которых используется медный сердечник.

Свечи зажигания Финвал

Продукция бренда Финвал относится к эконом-сегменту и имеет доступную стоимость, однако ожидать от нее прекрасного качества или рекордно длительного срока службы не приходится. Изношенные свечи в условиях низких температур и при серьезной нагрузке могут давать сбой, что приводит к проблемам с запуском двигателя в работу.

Torch

До недавнего прошлого китайские производители автозапчастей имели не слишком хорошую репутацию, поэтому большинство автовладельцев предпочитали не связываться с такими брендами. Однако компания Торч предлагает неизменно качественную продукцию, в том числе свечи с иридиевыми и платиновыми электродами.

Свеча зажиганияТорч

В среднем срок службы свечей Torch составляет 20 тысяч километров, после чего могут появляться проблемы с пуском двигателя в холодное время года или же свечи не дают уже качественной искры и требуют замены.

BERU

Если вы задумываетесь о том, какие купить свечи зажигания, то можем порекомендовать вам обратить внимание на продукцию немецкого производителя компании BERU. В ее предложении имеются три серии, которые предназначаются для бензиновых двигателей и моторов, работающих на природном газе.

Свечи зажигания Беру

К преимуществам продукции этого бренда можно отнести стабильную искру в условиях существенных загрязнений электрода, отличное качество изготовления и доступную стоимость. Сегодня свечи Беру неизменно пользуются популярностью у покупателей, которые по достоинству оценили их надежность и отличные эксплуатационные характеристики.

Champion

Champion — это американский производитель свечей зажигания, продукция которого отличается высокой технологичностью, обеспечивая необходимую экономию топлива в широком диапазоне оборотов двигателя. Многие американские производители рекомендуют использовать на своих машинах свечи от бренда Чемпион.

Свеча зажигания Чемпион

Получить необходимую техническую информацию и узнать какие нужны свечи зажигания для вашего автомобиля можно из документации к машине. В предложении этого бренда имеются свечи с железным, платиновым и иридиевым напылением электрода, которые различаются своим калильным числом и рядом других параметров.

EYQUEM

Французский производитель компания EYQUEM была создана еще в 1886 году. Одним из направлений её деятельности является выпуск свечей зажигания, которые сегодня с успехом используются многими европейскими производителями, в том числе устанавливаются на Ауди и Фольксваген, БМВ, Мерседес, Пежо, Вольво и другие. Отдельные линейки этого бренда неизменно попадают в топ лучших свечей зажигания, для их изготовления используются суперсовременные технологии, в том числе напайка электродов из редкоземельных металлов, что позволяет существенно продлить срок службы таких деталей.

Motorcraft

Motorcraft — это подразделение американской компании Форд, которое специализируется на изготовлении автомобильных запчастей. Свечи зажигания Мотокрафт устанавливаются на автомобили Форд, Линкольн, Меркури и другие. К преимуществам таких моделей можно отнести их доступную стоимость, отличное качество сборки, надежность и долговечность. Это простые и недорогие свечи, которые верой и правдой отслужат около 20-30 тысяч километров.

ЭЗ

Свечи зажигания ЭЗ — это продукция бошевского завода, расположенного в России в городе Энгельс. Такие свечи зажигания рекомендованы для автомобилей АвтоВАЗа, они по заводу устанавливаются на различные модели Форд, Шевроле, Рено, Митсубиси, Ниссана и других марок. К преимуществам предложения этого российского бренда можно отнести его неплохое качество изготовления свечей зажигания, наличие в линейке предложения различных моделей, что позволяет подобрать такие запчасти для отечественных авто, так и для японских или европейских моделей машин.

Autolite

Продукция американской компании Autolite сегодня официально поставляется на сборочные линии различных крупных автопроизводителей. В предложении этого бренда можно найти свечи зажигания, предназначенные для легковых автомобилей и грузовиков. Большой популярностью пользуются модели иридиевых свечей Автолайт, которые выполнены по самым последним технологиям. Если вы задумываетесь о том, какие установить свечи зажигания на вашем автомобиле, то выбрав продукцию этого американского бренда, можно не только сэкономить, но и в последующем существенно упростить себе эксплуатацию двигателя автомобиля.

WEEN

Компания WEEN — это голландский производитель свечей зажигания, который специализируется на гибридных иридиевых моделях. Такие свечи имеют уменьшенную чувствительность к загрязнению электрода, срок их службы может достигать 100 000 километров, всё это время обеспечивая качественную искру и уверенный пуск двигателя. Недостатком свечей производителя Виен является их высокая стоимость, а также наличие брака у отдельных партий, что приводит к различного рода проблемам с двигателем.

MOTRIO

Французский производитель компания MOTRIO специализируется на изготовлении запчастей для автомобилей Рено. Большой популярностью пользуются свечи зажигания Мотрио, которые стали недорогим аналогом для оригинальных двухконтактных французских свечей от Рено. Этот бренд можно порекомендовать экономным автовладельцам, подыскивающим недорогие, но при этом качественные свечи зажигания, которые не будут доставлять каких-либо особых хлопот при эксплуатации автомобиля.

Hola

Hola — это производитель высококачественных запчастей, родиной которого выявляются Нидерланды. В предложении этого бренда можно найти различные модели высококачественных свечей зажигания Хола, в том числе популярные у покупателей платиновые и иридиевые модели. В описании к таким запчастям имеется указание не только какой пробег свечей зажигания возможен на том или ином двигателе, но и подробно описываются все технические характеристики, что позволяет с легкостью подобрать такие запчасти под конкретный автомобиль.

07.08.2020

Разновидности СЗ


Конструкция свечи зажигания для авто
Какие бывают свечи зажигания и чем они отличаются между собой? Различные виды свечей зажигания, как видно по фото, могут использоваться в разных двигателях — дизельных, бензиновых, для ГБО.

По количеству электродов

Начнем с электродов. По их количеству СЗ делятся между собой на двух- и многоэлектродные. СЗ, в которой два электрода, считается классической — ее конструкция оснащена одним центральным и одним боковым контактом. Что касается многоэлектродных СЗ, то в такой конструкции может быть три и более контактов. Соответственно, в четырех-электродных и более контактных устройствах надежность будет гораздо выше, а это, в свою очередь, способствует более высокому ресурсу использования СЗ.

По материалу

Кроме количества электродов, типы свечей зажигания могут быть разделены между собой по материалу, из которого эти электроды производятся. Обычно для изготовления устройств применяются легированная никелем либо марганцем сталь. Чтобы увеличить срок эксплуатации детали, электроды могут быть оснащены напайкой из иридия либо платины (автор видео — Vladimir Ross).

Следует отметить, что в платиновых и иридиевых устройствах для двухконтактных двигателей или других моторов на среднем электроде, как видно по фото, монтируется иридиевая либо платиновая пластика. Эта пластинка позволяет обеспечить наиболее мощную искру в момент запуска двигателя. Чем такие устройства могут отличаться от других, так это тем, что они могут использоваться в более жестких условиях эксплуатации силового агрегата. Благодаря этому трехэлектродные свечи или любые другие оснащаются более тонким электродом.

Кроме того, платиновые модели требуют значительно меньше напряжения для передачи искры , соответственно, нагрузка на катушка будет меньшей. А это, в свою очередь, позволяет оптимизировать сгорание горючей смеси.

Любые много- или двухконтактные свечи, выполненные из платины или иридия, имеют более высокий ресурс эксплуатации, составляющий более 60 тысяч километров пробега. Это основное достоинство, отличающие такие СЗ от классических, однако стоимость последних будет значительно ниже, в отличие от платиновых. Следует отметить, что классические модели при необходимости можно очистить практически любым способом, о чем подробно с фото и видео сказано здесь. Что касается платиновых СЗ, то их очистка не допускается. Стоимость таких деталей подразумевает бережное отношение и соблюдение всех нюансов эксплуатации.


Расшифровка маркировки СЗ

Изделия нового поколения — плазменно-форкамерные СЗ

Автомобильные свечи зажигания — это детали, вопрос выбора которых всегда будет актуальным для автовладельца. Особенно, если на машине установлено газобаллонное оборудование ГБО 4 поколения. Не так давно в продаже на отечественном рынке появились новые устройства — плазменные форкамерные свечи зажигания. Форкамерные трехконтактные свечи имеют определенные отличия в конструкции, в частности, в данном случае в качестве бокового электрода выступает сам корпус.
Благодаря такой конструкции искровой зазор оснащен формой кольца, то есть во время работы СЗ искра на ней передвигается по кругу. Чем еще отличаются форкамерные многоэлектродные свечи зажигания от классических, так это тем, что их ресурс эксплуатации по сравнению с последними более, чем в два раза. Разумеется, здесь многое зависит от производителя и условий эксплуатации. Однако в чем можно быть точно уверенным, так это в том, что в период зимних холодов плазменные устройства показывают более лучшие результаты работы при запуске силового агрегата. А в целом работа последнего при эксплуатации форкамерных устройств будет более стабильной (автор видеообзора форкамерных СЗ для газобаллонного оборудования — канал Ежик и Белка).

По калильному числу

Холодные и горячие свечи зажигания для двухконтактных и других двигателей могут отличаться между собой и по калильному числу. Калильное число представляет собой параметр, демонстрирующий время, по прохождению которого устройство сможет достигнуть необходимого для нормальной работы состояния. Безрезисторные свечи или факельные свечи зажигания могут иметь совершенно разные параметры. Чем выше будет калильное число, тем меньше времени нужно будет для нагрева устройства, чтобы оно смогло нормально передавать искру. То есть, если калильное число у СЗ будет низким, то деталь будет горячей, а если слишком высоким то, соответственно, холодной.

Если нагрузки в системе небольшие, то с задачей запуска силового агрегата хорошо справится и горячая СЗ. Однако, если мотор функционирует достаточно долго, при этом условия его эксплуатации интенсивные, то рабочая температура детали может увеличиться. Соответственно, это приведет к «калильному» зажиганию. В конечном итоге силовой агрегат транспортного средства может перегреться, что ничего хорошего не сулит для автовладельца. Если мотор перегревается вследствие неработоспособности СЗ, то устройство необходимо как можно быстрее поменять, предварительно уточнив тепловой параметр и избавившись от всех неисправностей.


Различие горячей и холодной СЗ

Следует также отметить, что в зависимости от конструкции транспортного средства, температура в камере сгорания может повышаться разными способами. Поэтому СЗ могут иметь разный тепловой эквивалент. Данный параметр выражается именно в виде калильного числа. Тепловые эквиваленты СЗ, выражаемые при помощи калильного параметра — это, по сути, средние температурные режимы, которые соответствуют нагрузке на силовой агрегат. Как известно, на юбке изолятора температура в нормальном режиме работы двигателя может составлять от 400 до 850 градусов Цельсия.

Необходимо учитывать, что слишком высокие температуры, в частности, более 400 градусов, просто необходимы. Все потому, что при таких высоких температурах осуществляется самостоятельная очистка СЗ, что способствует предотвращению возникновения нагара и налета на них.

Разумеется, при нормальной работе мотора температура не должна быть выше 850 градусов на изоляторе, поскольку это может привести к нежелательным последствиям. В частности, если изолятор будет перегрет до 900 градусов, это приведет к появлению калильного зажигания. Помимо этого, при слишком высоких критических температурах на электроды начинают воздействовать агрессивные с химической точки зрения вещества. В свою очередь, со временем это приведет к ускоренному разрушению элементов, что чревато поломкой устройства в целом.


Одно- и многоэлектродные СЗ

Поэтому важно не допустить такого развития событий.

Если используются лазерные свечи зажигания или любые другие, то избежать этого вполне возможно, для этого важно:

  1. Не допускать слишком ранней настройки зажигания. Для этого автовладельцу необходимо знать, как осуществляется его регулировка. Вы сможете найти соответствующие материалы на нашем сайте касательно этого процесса. К примеру, на классических моделях автомобилей ВАЗ инструкция по регулировке зажигания приведена тут.
  2. Использовать только качественное топливо, соответствующее спецификациями вашего автомобиля.
  3. Всегда проводить визуальную диагностику состояния СЗ.

По типу и длине резьбы, размеру головки под ключ

Как видно по фото, помимо количества электродов и прочих параметров, СЗ имеют разные размеры, в частности длину. Кроме того, СЗ для разных типов двигателей могут иметь и разный тип резьбы и, соответственно, размер головки под свечной ключ. Соответственно, думать, что свеча — это универсальный продукт, который можно снять с одного двигателя и поставить на другой — как минимум неверно. Размер СЗ, и тип резьбы подбирается в соответствии со спецификацией мотора. Все эти нюансы следует учитывать при покупке товара.

Типовые размеры и маркировка свечей зажигания

1
— свечной ключ;
2

А14В
, резьба М14×1,25×12, ключ 21;
3

А11Н
, резьба М14×1,25×11, ключ 22;
4

М8
, резьба М18×1,5×12, ключ 24;
5
— для бензопил, резьба М14×1,25×11, ключ 19;
6

СИ12РТ
(для лодочных моторов), резьба М14×1,25×12, ключ 21;
7
— торцовая головка на 21 мм
8
— торцовая головка на 16 мм;
9
— резьба М10×1×12, ключ 16;
10

А10Н
, резьба М14×1,25×11, ключ 22;
11

А11-3
, резьба М14×1,25×12, ключ 21;
12

А17В
, резьба М14×1,25×12, ключ 21;
13
и
14
— резьба М14×1,25×19, ключ 16, контактная гайка съёмная. Свеча зажигания с резьбой М14×1,25×25, ключ 21.

Размеры свечей зажигания классифицируются по диаметру резьбы на них. Применяются следующие типы резьбы:

  • M10×1 (мотоциклы, например, свечи типа «Т» — ТУ 23; бензопилы, газонокосилки);
  • M12×1,25 (мотоциклы);
  • M14×1,25 (автомобили, все свечи типа «А»);
  • M18×1,5 (свечи типа «М», старый американский стандарт; устанавливались на старые автомобильные двигатели М-20, ГАЗ-51, ГАЗ-69; «тракторные» свечи; свечи для газопоршневых ДВС и др.)

Вторым классификационным признаком служит длина резьбы:

  • короткая — 12 мм (ЗИЛ, ГАЗ, ПАЗ, УАЗ, Волга, Запорожец, мотоциклы);
  • длинная — 19 мм (ВАЗ, АЗЛК, ИЖ, Москвич, Газель, практически все иномарки);
  • удлинённая — 25 мм (современные форсированные ДВС);
  • на малогабаритные двигатели могут устанавливаться свечи с более короткой резьбой (меньше 12 мм)

Размер головки под ключ (шестигранник):

  • 24 мм (свечи марки «М8» с резьбой M18×1,5)
  • 22 мм (свечи марки «А10» «А11», двигатели автомобилей ЗИС-150, ЗИЛ-164; все свечи по старому ГОСТ 2043-54)
  • 20,8 мм (в обиходе часто округляют до 21 мм; европейский стандарт времён покупки лицензии на выпуск «Жигулей», до сих пор широко применяется для ДВС с двумя клапанами на цилиндр);
  • 19 мм (для ДВС некоторых мотоциклов)
  • 16 мм или 14 мм (современная, для ДВС с тремя или четырьмя клапанами на цилиндр);

Калильное число

(тепловая характеристика):

  • «Горячие» свечи: 8…14 единиц по ГОСТ 2043-74 (нижнеклапанные и малофорсированные нижневальные двигатели);
  • Свечи со средними характеристиками: 17…19 (форсированные нижневальные двигатели и верхневальные средней степени форсирования);
  • «Холодные» свечи: 20 и более (высокофорсированные 4-тактные двигатели, двигатели с воздушным охлаждением, 2-тактные двигатели);

Ранее, по ГОСТ 2043-54, указывалась непосредственно длина теплового конуса свечи в миллиметрах; так, свеча А7,5БС имела длину теплового конуса изолятора 7,5 мм (современный аналог — А17В).

Для иностранных свечей используются свои шкалы тепловой характеристики.

Способ уплотнения по резьбе:

  • С плоской прокладкой (с кольцом)
  • С конусным уплотнением (без кольца)

Количество и вид боковых электродов:

  • Одноэлектродные — традиционные;
  • Многоэлектродные — несколько боковых электродов;
  • Специальные, более стойкие электроды для работы на газе или для большего пробега;
  • Факельные — унифицированные свечи зажигания, присутствует конусный резонатор, для симметричного поджига топливной смеси.
  • Плазменно-форкамерные — боковой электрод выполнен в виде сопла Лаваля. Совместно с корпусом свечи образует внутреннюю форкамеру. По заявлениям производителей (Украина), зажигание происходит «форкамерно-факельным способом».
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]