Ремонт электронной дроссельной заслонки в Иркутске

Всем привет! В данном тексте речь пойдет, о таком легком тюнинге впускной системы, как установка дроссельной заслонки увеличенного диаметра: https://motorring.ru/product/89

Что нам это даёт? Она позволяет двигателю пропустить наибольшее количество воздуха. А чем легче это ему сделать, тем больше будет мощность на выходе. Напомню, что диаметр стоковой заслонки автомобилей ВАЗ 2108-2115 – 46 мм. Соответственно, при установке на автомобиль дросселя диаметром 52-56 мм, по идее, должна увеличится мощность, что мы позже и проверим.

А какого размера тогда поставить заслонку?

Установив на «стоковый» мотор дроссель диаметра 56 мм, мы дадим мотору возможность еще легче перерабатывать воздух, по сравнению с 52 и 54 мм, а тем более и 46 мм. Ведь, при одинаковом нажатии на педаль газа, в 56 мм поступает намного больше воздуха, нежели через 46. Но комфортность в салоне потеряется, появится дерготня на низах, также потребуется осторожнее работать с педалью акселератора. В общем, без привычки первое время будет тяжеловато.

52 мм – это «ни два, ни полтора». Эффект заметен практически не будет! Так как разница со «стоковой» всего-то 8 мм. Деньги на ветер, так сказать. Лучше всего ставить 54 мм, как я и сделал. Некая золотая середина. Но это всё теория. Перейдем к практике.

Преимущества и недостатки электронной педали

Когда это устройство создали, речи об удобстве для водителя не шло. Просто оно позволяло повысить экологичность автомобиля и освобождало место от тросиков и прочей механики, что позволяло упростить конструкцию. Но прошло немало времени, и теперь электронный вариант можно встретить практически во всех автомобилях. За этот период выявились все преимущества и недостатки.

  • Экологичность — электронное управление двигателем уменьшает количество выхлопных газов, так как обороты строго контролируются.
  • Сглаженное срабатывание – электронный блок управления не позволяет менять обороты двигателя слишком резко.
  • Большая экономичность – опять же из-за строгого контроля оборотов снижается расход топлива.
  • Легкий запуск двигателя в любой сезон. «Холодный старт» зимой происходит легко и просто, без ручного шаманства с дросселем, которое может закончиться заливанием свечей.

Читать дальше: Звук выхлопа после удаления катализатора

Но есть и недостатки:

  • Невозможность ремонта. При поломке любого блока – самой педали, ЭБУ, или узла управления заслонкой, менять придется весь блок.
  • Задержка в срабатывании одновременно и преимущество. Но некоторым водителям не нравится, что от момента нажатия на педаль до набора оборотов проходит некоторое время. Хотя большинству это не мешает. Эта проблема часто решается просто регулировкой.
  • Мягкое нажатие – практически не ощущается сопротивление. Некоторым это не нравится, особенно тем, кто привык «чувствовать машину».

Недостатки не очень существенные. Самый серьезный – первый, но надо учитывать, что в целом это устройство гораздо надёжнее механического с тросиком. Поэтому ломается оно намного реже.

Практика. Эффект

Сам я, к сожалению, замерить разгон «до и после» забыл. Но на всем известном сайте YouTube я нашел видео одного парня, который, как раз, занимался данной процедурой. Сначала у него был абсолютно «стоковый» ВАЗ-2112 купе. Разгон от нуля до 100 км/ч получился в районе 11.9 секунд. Затем он поставил дроссель большего размера (56мм) и получилось, что разгон от 0 до 100 занял на одну секунду меньше, чем был до этого, а именно 10,9 сек.

Итак, разберемся в чем же достоинства этого тюнинга. Во-первых, при установке не возникают никакие трудности, устанавливается на место стандартной без каких-либо переделок. Во-вторых, реакция на педаль газа стала более отзывчивой. В третьих, низкая цена. В четвертых, данный тюнинг не требует ни спортивных мозгов, ни настройки.

Недостатки большого дросселя:

  • лично у меня появились неприятности с ХХ (холостым ходом);
  • появилось дёрганье на «низах» (низких оборотах);
  • автомобиль начинает резче откликаться на небольшие перемещения педали акселератора, как следствие пропадает комфорт в салоне и возрастает расход топлива.

Вывод: эта запчасть нужна тому, кто «гонится за мощностью». Кому важны лошадки под капотом, нежели комфорт. Такой тюнинг не понравится аккуратному водителю, привыкшему тихо и спокойно ездить.

В качестве горючего в двигателях внутреннего сгорания автомобилей ВАЗ-2109, ВАЗ-2110 и остальных моделей, выпускаемых или выпускавшихся Волжским автозаводом, используется бензин. Однако в цилиндрах он сгорает не сам по себе, а в смеси с воздухом. Дроссельная заслонка нужна для приготовления топливовоздушной смеси в необходимых пропорциях. Находится она за воздушным фильтром перед впускным коллектором.

По большому счету дроссельная заслонка – это воздушный клапан, который регулирует количество воздуха, попадающего в двигатель. Принцип ее работы заключается в изменении сечения воздушного канала. Когда она полностью открыта, воздух беспрепятственно попадает во впускной коллектор. Для определения угла открытия предназначен датчик положения дроссельной заслонки, который связан с блоком управления двигателем. Основываясь на сигналах, которые передает датчик, блок управления подает команду увеличить количество впрыскиваемого топлива, рабочая смесь обогащается, и мотор работает на максимальных оборотах.

Устройство дроссельной заслонки

Устройство корпуса дроссельного узла не такое простое, как могло бы показаться на первый взгляд. Помимо всего прочего он является еще и частью системы охлаждения двигателя. В нем имеются каналы для циркуляции охлаждающей жидкости. Также он оснащен патрубками, один из которых связан с системой вентиляции картера двигателя, а второй – с системой улавливания паров бензина.

Регулятор холостого хода

Регулятор холостого хода – это электромеханическое устройство, задачей которого является поддержание определенной частоты вращения коленвала при полностью закрытой дроссельной заслонке. Например, во время прогрева мотора или изменения нагрузки, когда включается дополнительное оборудование. Устройство регулятора холостого хода следующее: внутри корпуса находится шаговый электромотор, с которым соединена подпружиненная конусная игла. Когда мотор работает на холостом ходу игла, перемещаясь вперед-назад, регулирует площадь поперечного сечения обходного воздушного канала, через который проходит воздух при полностью закрытой заслонке.

Дроссельная заслонка может иметь привод двух видов:

  1. механический, как у автомобилей ВАЗ-2109, ВАЗ-2110, ВАЗ-2114;
  2. электрический, который применяется на большинстве современных автомобилей.

Механический привод

У ВАЗ-2109, ВАЗ-2110 и других устаревших моделей Волжского автозавода дроссельная заслонка связана с педалью газа посредством стального троса. Механический привод имеет очень простое устройство и низкую стоимость, поэтому до сих пор применяется на многих недорогих автомобилях.

Электрический

Если дроссельная заслонка оснащена электрическим приводом, то прямой связи между ней и педалью газа нет. Принцип работы заслонки с электроприводом не меняется, но ее устройство намного сложнее. Упрощенно такой узел работает следующим образом. Силу нажатия на педаль газа регистрирует специальный датчик, который передает эту информацию блоку управления двигателем, угол открытия заслонки определяет датчик положения дроссельной заслонки, и также передает соответствующие сигналы блоку управления. Контроллер постоянно сравнивает эти значения и подает команды электродвигателю на увеличение или уменьшение угла открытия заслонки.

Главной отличительной особенностью дроссельной заслонки с электроприводом является отсутствие регулятора холостого хода. Когда мотор работает на холостых оборотах, дроссельная заслонка не закрывается полностью, угол ее открытия задается блоком управления в соответствии с параметрами работы силового агрегата. Электронная дроссельная заслонка, в отличие от механической, имеет не один датчик положения, а два. Если один датчик, он же потенциометр дроссельной заслонки, выйдет из строя, дроссельный узел все равно будет работать.

Электронный модуль дроссельного патрубка ЭСУД автомобилей семейства Lada

В статьях [1, 2] уже рассматривались принципы работы электронного привода акселератора автомобилей Волжского автозавода. В этом материале автор знакомит читателей с устройством и функционированием электронного модуля дроссельного патрубка электронной системы управления двигателем (ЭСУД) автомобилей семейства Lada и диагностикой его неисправностей.

Устройство и принцип работы электронного модуля дроссельного патрубка

В состав системы управления входит электронная педаль акселератора (газа) и дроссельный патрубок с электромеханическим приводом заслонки, а также датчик массового расхода воздуха.

ЭСУД оснащена электронными блоками управления (ЭБУ) типа М74 и М17.9.7, реализованными на элементной базе и программном обеспечении (ПО), что позволило повысить эффективность работы двигателя, улучшить его запуск во всех режимах эксплуатации, в том числе при температуре воздуха ниже -20°С.

За счет введения изменений в конструкцию ЭСУД удалось снизить расход топлива в среднем на 5% и уменьшить выброс вредных отработанных газов, что обеспечило соответствие экологическому стандарту до «Евро-4».

Электронный модуль дроссельного патрубка предназначен для дозированной подачи воздуха, поступающего во впускную трубу двигателя. Поступлением воздуха в двигатель управляет дроссельная заслонка, которая механически связана с помощью 2-ступенчатого редуктора с электродвигателем. В состав модуля также входит датчик положения дроссельной заслонки магниторезонансного типа.

Всей системой электронного модуля дроссельного патрубка управляет педаль акселератора, механически связанная с двумя потенциометрами. Сформированный этой системой сигнал поступает на контакты ЭБУ, который его обрабатывает и далее сформированный сигнал подается на модуль дроссельного патрубка для его управления.

На рис. 1 показано расположение модуля дроссельного патрубка, а на рис. 2 внешний вид педали электронного акселератора на автомобиле Lada Samara.

Рис. 1. Расположение модуля дроссельного патрубка на автомобиле Lada Samara

Рис. 2. Внешний вид электронного акселератора на автомобиле Lada Samara

При визуальном сравнении конструкций дроссельного патрубка с механическим приводом заслонки и электронного модуля дроссельного патрубка можно отметить, что в модуле отсутствуют многие механизмы и узлы, такие как система охлаждения и регулятор холостого хода.

В конструкции электронного модуля дроссельного патрубка данные механизмы и узлы попросту не нужны. На смену конструкции дроссельного патрубка, выполненного из алюминиевых сплавов, пришли элементы, изготовленные из композитных материалов. Они не изменяют своих параметров в широком диапазоне температур температур, а функцию регулятора холостого хода выполняет непосредственно сам электронный модуль дроссельного патрубка.

Типы электронных патрубков, используемых в автомобилях ВАЗ, зависят от типа контроллера, с которым согласуются его электрические параметры. Так, в автомобилях с двигателем 11183 и ЭБУ типа М74 применяется патрубок 211161148010-00, с двигателями 21126, 11194 и ЭБУ М17.9.7 — патрубок 21126-1148010-00, а с двигателем 21214 и ЭБУ М17.9.7 — патрубок 21126-1148010-00.

Следует отметить, что тип ДМРВ также зависит от типа контроллера, с которым согласуются электрические параметры.

Главной особенностью рассматриваемых ЭСУД является применение датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) частотного типа. Он формирует цифровой сигнал, который подается непосредственно на контакты ЭБУ. При увеличении расхода воздуха увеличивается частота выходного сигнала.

Контроллер представляет собой электронный блок управления (ЭБУ), который не требует постоянного подключения к бортовой сети (аккумулятору), так как вся необходимая оперативная информация сохраняется в энергонезависимой памяти контроллера.

ЭБУ переходит в рабочий режим при подаче напряжения бортовой сети от выключателя зажигания. Все цепи ЭСУД и контроллера защищены плавкими предохранителями, кроме того, все силовые цепи контроллера (драйверы) оснащены встроенной защитой от короткого замыкания на «массу» или плюс бортовой сети.

Для синхронизации работы всей системы ЭСУД автомобиля, а в частности контроллера с механической частью двигателя, реализуется с помощью разнообразных датчиков, а также исполнительных механизмов.

В состав ЭБУ входят современные микроконтроллеры, вычислительные возможности которых позволяют решить сложные алгоритмы управления ЭСУД. Микроконтроллеры, в свою очередь, оснащены встроенной Flash-памятью и ОЗУ, также в состав контроллера входят микросхемы АЦП, драйвер управления работой двигателя модуля дроссельного патрубка и т. д.

Контроллер формирует напряжение питания датчиков педали акселератора, положения дроссельной заслонки (3,3 В), расхода воздуха (5 В), напряжение питания нагревателя датчиков кислорода.

После включения зажигания контроллер включает индикатор, расположенный в комбинации приборов, который информирует водителя об исправности или выявлении какой-либо неисправности ЭСУД.

Внешнее диагностическое оборудование подключается к розетке для информационной связи с контроллером по двунаправленной линии «К-line».

Завод-изготовитель вынес диагностическую розетку на автомобилях семейства Lada Samara в более доступное место — на верхнюю часть туннеля ручки КПП, доступно также расположение самого контроллера, который находится непосредственно за перегородкой диагностической розетки. При ремонте следует учесть, что данные контроллеры не взаимозаменяемые.

На рис. 3 и 4 показаны внешние виды контроллеров М-74 и М17.9.7, а на рис. 5 — место расположения диагностической розетки на автомобилях Lada Samara.

Рис. 3. Внешний вид контроллера М-74 (устанавливается на автомобили Lada Samara)

Рис. 4. Внешний вид контроллера М17.9.7 (устанавливается на автомобили Lada Priora)

Рис 5. Расположение диагностической розетки на автомобилях Lada Samara

В таблицах 1 и 2 приведено назначение выводов контроллеров М17.9.7 и М-74.

Таблица 1. Назначение выводов контроллера М17.9.7

№ вывода Наименование вывода
Х2
1 Вход датчика положения коленвала В
2 Вход датчика кислорода 2
3 Вход датчика положения дроссельной заслонки 1
4 «Масса» датчика кислорода 1
5 «Масса» датчика температуры охлаждающей жидкости
6 «Масса» датчика кислорода 2
7 «Масса» датчиков положения дроссельной заслонки
8-12 Не используются
13 Вход датчика положения коленвала А
14 Не используется
15 Вход датчика охлаждающей жидкости
16-19 Не используются
20 Вход датчика дроссельной заслонки 2
21-22 Не используются
23 Напряжение питания 3,3 В датчика положения дроссельной заслонки
24-26 Не используются
27 Вход датчика температуры на впуске
28, 29 Не используются
30 Вход датчика кислорода 1
31 Вход датчика положения распредвала 1
32 Вход датчика скорости автомобиля
33 Вход датчика расхода воздуха (частотный)
34 Не используется
35 Вход клапана продувки адсорбера
36 Не используется
37 Вход датчика детонации — клемма «1»
38 Вход датчика детонации — клемма «2»
39 Выход нагревателя датчика кислорода 2
40, 41 Не используются
42 Выход форсунки 2-го цилиндра
43 Выход форсунки 3-го цилиндра
44 Выход форсунки 1-го цилиндра
45 Выход форсунки 4-го цилиндра
46 Выход нагревателя датчика кислорода 1
47 Выход массы электронной части
48, 49 Не используются
50 «Масса» выходных электронных каскадов
51 Выход привода дроссельной заслонки — клемма «1»
52 Выход привода дроссельной заслонки — клемма «2»
53 Выход катушки зажигания на свече «2»
№ вывода Наименование вывода
54 Выход катушки зажигания на свече «3»
55 Выход катушки зажигания на свече «4»
56 Выход катушки зажигания на свече «1»
Х1
1, 2 Не используются
3 «Масса» аналоговых датчиков
4 «Масса» аналоговых датчиков
5 «Масса» датчика педали акселератора 1
6 «Масса» датчика педали акселератора 1
7 Вход датчика давления хладагента (2 уровень)
8-10 Не используются
11 Датчик педали акселератора 2
12-14 Не используются
15 Выход главного реле
16 Вход клеммы 15 замка зажигания
17 Вход датчика давления хладагента (1-3 уровень)
18-20 Не используются
21 Вход датчика акселератора 1
22-25 Не используются
26 Питание 3,3 В датчика педали акселератора 2
27 Вход/выход К-линия
28 Вход на тахометр
29 Вход сигнала расхода топлива
30-34 Не используются
35 Вход выключателя педали тормоза 1
36 Вход педали сцепления
37 Питание 5 В датчика расхода воздуха
38 Питание 3,3 В датчика педали акселератора 1
39 Не используется
40 Выход контрольной лампы
41 Выход реле вентилятора 1
42 Выход реле топливного насоса
43-46 Не используются
47 Вход выключателя педали тормоза 2
48-50 Не используются
51 Выход реле стартера
52 Выход реле вентилятора 2
53 «Масса» выходных электронных каскадов
54 «Масса» выходных электронных каскадов
55 Вход + АКБ после главного реле
56 Вход + АКБ после главного реле

Таблица 2. Назначение выводов контроллера М-74

№ вывода Наименование вывода
Х2
А1 Выход реле муфты кондиционера
А2 Вход датчика педали акселератора 2
А3 Вход датчика педали акселератора 1
А4 Питание датчиков педали акселератора 1
В1 Выход дополнительного реле стартера
В2 Вход датчика давления хладагента (1, 3 уровень)
В3 Вход педали сцепления
В4 Питание датчика педали акселератора 2
С1 Выход реле вентилятора 2
С2 Цифровой вход педали тормоза инверсный
С3 Цифровой вход педали тормоза прямой
С4 «Масса» датчика педали акселератора 1
D1 Выход реле вентилятора 1
D2 Вход/выход К-линия
D3 Вход-запрос включения кондиционера
D4 «Масса» датчика педали акселератора 2
Е1 Выход главного реле
Е2 Выход сигнала уровня топлива
Е3 Вход датчика скорости автомобиля
Е4 «Масса» выходных электронных каскадов
F1 Выход лампы диагностики
F2 Вход клеммы 15 замка зажигания
F3 Вход датчика давления хладагента (2 уровень)
F4 Выход сигнала тахометра
G1 Выход реле топливного насоса
G2 «Масса» силовых каскадов
G3 «Масса» силовых каскадов
G4 «Масса» силовых каскадов
Н1 Вход + АКБ после главного реле
Н2 Вход + АКБ после главного реле
Н3 Не используется
Н4 Не используется
Х1
А1 Вход датчика положения коленвала А
А2 Не используется
А3 Вход датчика детонации клемма «1»
А4 Не используется
В1 Вход датчика положения коленвала В
В2 Не используется
В3 Вход датчика детонации клемма «2»
№ вывода Наименование вывода
В4 Вход главного реле
С1 Не используется
С2 Вход датчика температуры воздуха
С3 Вход датчика массового расхода воздуха
С4 Выход нагревателя датчика кислорода 1
D1 «Масса» датчика кислорода 2
D2 Не используется
D3 Вход датчика температуры охлаждающей жидкости
D4 Не используется
E1 «Масса» датчиков положения дроссельной заслонки 1, 2
Е2 Не используется
Е3 Не используется
Е4 Выход клапана продувки адсорбера
F1 «Масса» датчика массового расхода воздуха
F2 Вход датчика скорости автомобиля
F3 Не используется
F4 Выход форсунки 1-го цилиндра
G1 «Масса» датчика охлаждающей жидкости
G2 Не используется
G3 Не используется
G4 Выход форсунки 2-го цилиндра
Н1 «Масса» выходных электронных каскадов
Н2 «Масса» датчика кислорода 1
Н3 Не используется
Н4 Выход форсунки 3-го цилиндра
J1 Вход клеммы 15 замка зажигания
J2 Вход датчика дроссельной заслонки 2
J3 Вход датчика кислорода 2
J4 Выход форсунки 4-го цилиндра
К1 Питание датчика расхода воздуха
К2 Вход датчика дроссельной заслонки 1
К3 Вход датчика кислорода 2
К4 Выход нагревателя датчика кислорода 2
L1 Выход катушки зажигания 1-4 цилиндра
L2 Не используется
L3 Не используется
L4 Выход привода дроссельной заслонки 1
М1 Выход катушки зажигания 2-3 цилиндра
М2 Не используется
М3 Не используется
М4 Выход привода дроссельной заслонки 2

Диагностика возможных неисправностей работы электронного модуля дроссельного патрубка и рекомендации по их устранению

При возникновении неисправности в системе ЭСУД штатная система самодиагностики сигнализирует водителю об этом включением сигнальной лампы.

Неисправность может индицироваться в нескольких режимах:

— прерывистое включение сигнальной лампы свидетельствует о наличии неисправности, которая может привести к серьезным повреждениям элементов ЭСУД;

— постоянное свечение сигнальной лампы после запуска двигателя говорит о том, что выявлена какая-либо неисправность ЭСУД.

После устранения неисправности сигнальная лампа выключается.

Как отмечалось ранее, ЭСУД в своем составе имеет многочисленные датчики, выключатели, реле, электромоторы, электрические жгуты и плавкие предохранители, которые защищают ту или иную цепь от короткого замыкания на «массу» или шину напряжения бортовой сети. Все эти элементы могут стать причиной возникшей неисправности.

В статье [3] более подробно затронуты вопросы диагностики многих основных датчиков и исполнительных механизмов ЭСУД, ниже более подробно разберем диагностику возможных неисправностей электронного модуля дроссельного патрубка и приведем рекомендации по их устранению.

Для диагностики и ремонта необходимо иметь мультиметр и специализированный диагностический прибор для считывания кодов ошибок ЭСУД. Возможно также применение диагностического прибора на основе ПК с установленной специализированной программой, выполняющей считывание и расшифровку кодов ошибок.

В начале работы по выявлению неисправностей требуется проверить наличие напряжения питания, качество соединения клемм аккумуляторной батареи, целостность плавких предохранителей.

Следует учесть, что при проведении работ в системе электрооборудования автомобиля необходимо отсоединить клеммы от аккумуляторной батареи, также все работы производятся при температуре окружающей среды и двигателя не менее +10°С, иначе двигатель будет работать в аварийном режиме.

Затруднительный запуск двигателя (код ошибки Р1640, Р0601, Р0606, Р2105)

Зачастую причиной неисправности является ЭБУ. Такая неисправность характерна для автомобилей, выпущенных в начале 2011 года.

При замене ЭБУ или его аппаратном сбросе с инициализацией посредством диагностического оборудования, а также при замене ЭБУ необходимо предварительно выставить нулевое положение дроссельной заслонки.

Для этого при первом включении замка зажигания выдерживают ключ в положении «зажигание включено» не менее 40 секунд, после чего запускают двигатель.

Также при замене ЭБУ следует строго соблюдать соответствие типа и прошивки ПО указанным на шильдике заменяемого контроллера.

Отсутствует или нарушена работа педали акселератора (код ошибки Р2138, Р2122, Р2123, Р2127, Р2128)

При проведении проверки исправности педали акселератора требуется отсоединить от нее жгут и, при включенном зажигании, проверить наличие напряжения +5 В между контактами 2-4 и 5-6 соединителя жгута. Если питание отсутствует, проверяют соответствующие цепи питания.

В заключение измеряют сопротивление датчиков акселератора в разных режимах нажатия на педаль, оно должно быть в пределах 600…2500 Ом.

Двигатель не развивает требуемую мощность или глохнет, сигнальная лампа горит постоянно (код ошибки Р2135, Р0122, Р0222, Р0223)

Следует проверить работу датчика положения дроссельной заслонки, временно заменив заведомо исправным, а также соответствующие соединения.

Отсутствует нормальная работа двигателя на холостом ходу, замедлена реакция отклика двигателя на нажатие или отпускание педали акселератора

Код ошибки Р1578, Р2176, Р1545 — проверяют с помощью диагностического оборудования адаптацию минимального положения дроссельной заслонки.

Код ошибки Р1559 — проверяют с помощью диагностического оборудования и визуального осмотра положение дроссельной заслонки при обесточенном электроприводе.

Код ошибки Р1558 — проверяют работу возвратной пружины по времени возврата заслонки в положение limp home.

Код ошибки Р2103, Р2102, Р2100 — данные коды неисправности привода дроссельной заслонки могут возникнуть из-за короткого замыкания цепей модуля дроссельной заслонки на «массу» или питание бортовой сети, а так же при обрыве цепи питания привода дроссельной заслонки. Проверяют соответствующие соединения, электрические жгуты.

Мониторинг управления приводом дроссельной заслонки

Данная проверка производится с помощью диагностического прибора.

Код ошибки Р1335 (проверка положения дроссельной заслонки) — положение дроссельной заслонки находится вне допустимого диапазона.

Код ошибки Р1336 (проверка рассогласования положения датчиков положения дроссельной заслонки) — производят замер напряжения на датчиках положения дроссельной заслонки (+3,3 В).

Коды ошибок, связанные с напряжением бортовой сети:

Р-0560 — значение напряжения в цепях клемм «30» и «15» отличаются от нормы;

Р-0562 — значение напряжения меньше нижнего порогового уровня;

Р-0563 — значение напряжения выше верхнего порогового уровня;

Р-1602 — пропадание напряжения питания.

При возникших ошибках в работе питания системы ЭСУД требуется проверить соответствующие соединения, целостность жгутов, плавких предохранителей, а также работу аккумуляторной батареи и генератора.

Литература

1. Д. Соснин, М. Митин. «Электронный привод акселератора современного автомобиля». Ремонт и Сервис, 2008, №12;

2. Н. Пчелинцев «Работаэлек-тронного модуля дроссельного патрубка для систем управления двигателем Евро-3 и Евро-4», Ремонт и Сервис, 2009, №8;

3. Н. Пчелинцев «Диагностика ЭСУД автомобилей LADA KALINA», Ремонт и Сервис, 2011, №1.

Автор: Николай Пчелинцев (г. Тамбов)

Источник: Ремонт и сервис

Датчик положения дроссельной заслонки

Этот датчик является потенцимером. При воздействии на педаль газа изменяется положение заслонки и напряжение подаваемое на контролер. В закрытом состоянии напряжение составляет 0,7В, при полностью открытой 4В. В соответствии с этими данными датчик и контролирует подачу топлива.

Если возникает неисправность датчика положения, то контролер не сможет правильно определять положение заслонки. Это вытекает в следующие неисправности:

  • во всех режимах работы двигателя обороты начинают плавать, на холостом ходу обороты будут повышенными;
  • при выключении передачи (нейтраль) во время движения, двигатель может глохнуть;
  • иногда может загораться лампочка CHECK.

Для проверки работоспособности датчика положения, можно воспользоваться мультиметром. При включенном зажигании щупы подключаются к разъемам В и С. Изменение положения заслонки должно приводить к изменению напряжения.

» alt=»»>

Для чего нужна модернизация дроссельной заслонки на ВАЗ-2109, 2110, 2115

В магазинах запчастей продаются дроссельные узлы с заслонками увеличенного диаметра (52, 54 и 56 мм) для автомобилей ВАЗ-2109, 2110 или 2115. По заверениям продавцов, установив такую заслонку взамен штатной 46-миллиметровой, владелец авто получит значительные преимущества: машина становится отзывчивее к педали газа, пропадают проблемы с холостыми оборотами, улучшается динамика автомобиля, и особенно это заметно, если заменить штатный воздушный фильтр фильтром нулевого сопротивления. Главный довод, который пытаются внушить автовладельцам, заключается в том, что мотору для эффективной работы требуется больше воздуха, для чего необходимо заменить штатный дроссельный узел на усовершенствованный. Приводят даже цифры: диаметр ресивера ВАЗ-2109 или ВАЗ-2110 составляет 53 мм, и заслонка диаметром 46 мм якобы «душит» мотор.

Примеры актуальных цен

Учитывая, что дроссельная заслонка регулирует качество работы двигателя, большинство автовладельцев прибегают к полноценной замене узла на новый. Этому способствуют как постоянное наличие на рынке, так и невысокая цена. К популярным позициям стоит отнести:

  • ДААЗ 56мм (пустая комплектация, стандартный корпус) – 1 243 руб.
  • Тольятти спорт 2114-1148010-12 (52 мм, усиленная возвратная пружина тросика) – 1 684 руб.
  • Тольятти спорт 2114-1148010-16 на 56 мм – 1 890 руб.
  • ООО ВИЭ, ВАЗ 2110-2172 на 56мм (готовый к установке комплект) – 1 940 руб.
  • DELPHI, ВАЗ 21116-1148010 – 6 316 руб.
  • PRO-SPORT 03534-St – 11 500 руб.

Неисправности дроссельной заслонки Ваз 2114

Сам по себе, механизм не представляет из себя сложную конструкцию, и рассчитан на весь срок эксплуатации двигателя. Однако некоторые конструктивные особенности мотора и ряд внешних негативных факторов, со временем создают препятствия для его нормальной работы. В большинстве случаев, проблемы в работе заслонки, являются следствием банального загрязнения. Причины появления могут быть следующими:

  • несвоевременная замена воздушного фильтра, как результат попадание пыльного, неочищенного воздуха;
  • наличие дефектов и трещин в воздушной системе и его элементах (например, бракованный воздушный фильтр, порванный патрубок), результат тот же – загрязнение воздушного потока;
  • появление на внутренних стенках дроссельного узла и заслонки нагара, остатков масла.

Результатом вышеуказанных причин, является некорректная работа узла, заслонка может не до конца открываться или закрываться, что напрямую негативно влияет на работу двигателя. Если фильтрацию и процесс очищения воздушного потока, возможно, контролировать, то полностью избавиться от нагара не получится. Поэтому автопроизводители рекомендуют периодическую очистку узла от загрязнений каждые 25 тысяч километров пробега. Считаем что данная рекомендация в условиях Российской действительности, качества топлива и состояния дорожного полотна вполне обоснована.

Диагностика неисправностей

Прежде чем предпринимать какие-либо действия, необходимо проверить дроссельную заслонку ваз 2114 на наличие возможных проблем.

Для того чтобы точно диагностировать неисправность или некорректность работы дросселя, имеются присущие ему, характерные признаки. Таковыми являются:

  • Нестабильность оборотов двигателя на холостом ходу их необоснованное возрастание;
  • Периодически глохнущий двигатель;
  • Подергивания во время движения;
  • Несоответствие усилия при выдавливании педали газа конечному результату (не происходит должной реакции со стороны двигателя, мощность не увеличивается, авто не набирает скорость или делает это с запозданием).
  • Заметное увеличение расхода топлива при стандартном режиме езды.

Учтите, что причины неполадок могут быть вызваны: — Неисправностью датчика ДПДЗ, в результате чего подача топлива в систему происходит в неправильном количестве. — Неисправностью регулятора холостого хода. Потому, иногда целесообразно проверить и эти важные элементы системы.

Чистка дроссельной заслонки ваз 2114

Существует два способа очистки: — Без снятия узла; — И соответственно с его демонтажем.

Какой способ выбрать? Все зависит от степени загрязнения. Если с момента очистки или замены дросселя пробег составил до 25 тысяч. То, скорее всего, возможно ограничиться поверхностной очисткой, профилактикой без снятия детали. В иных случаях, рекомендуется полностью демонтировать узел, для глубокой, тщательной обработки, очистки и получения доступа к труднодоступным местам.

Подробно опишем процесс полного снятия после, которого первый вариант выполнить не составит никакого труда. Итак, начнем:

  1. Для начала, откручиваем крышку расширительного бачка с антифризом. Это необходимо для того, чтобы «сбросить» давление и избежать вытекания тосола из шлангов.

  2. Далее, нам необходимо открутить и ослабить все хомуты, которые стягивают шланги, присоединенные к блоку дросселя. Тоже касается и воздушного патрубка. Для производства работ нам понадобится ключ или головка на 13.
  3. После снятия хомутов, отсоединяем сами шланги. Патрубок отсоединяем только с одной стороны и для удобства отводим его в сторону.

  4. Теперь снимаем тросик газа с селектора привода дроссельной заслонки.

  5. Отключаем питание датчиков.

  6. Берем головку на 13, откручиваем два болта и извлекаем дроссельный узел. Удаляем старую прокладку.

  7. Для обработки загрязнения можно использовать очиститель для карбюратора и чистую ветошь или тряпку. Если степень загрязнения весьма высока, то можно использовать зубную щетку с жестким ворсом.
  8. Непосредственно перед самой очисткой, отсоединяем регулятор холостого хода. Наносим средство на загрязненную поверхность. Поступательными движениями удаляем нагар с поверхности металла. Если вы не удовлетворены результатом, повторяем операцию заново до полного очищения. Очень важно прочистить или продуть каналы, которые находятся в изделии. Там скапливается большое количество грязи. Удобнее всего проводить продувку при помощи сжатого воздуха. Для этого можно использовать обычный автомобильный насос.
  9. Если гнездо самого датчика и датчик засорены, обязательно очищаем и их.
  10. Не забываем аккуратно зачистить само место соединения дроссельного узла и его внутреннюю полость. Для этого нанесите на тряпку некоторое количество чистящего средства. Равномерно распределите на внутренних стенках детали. Возьмите щетку и зачистите проблемные участки. По окончании обработки, протрите влажной тряпкой зачищенные места и удалите остатки грязи.
  11. После промывки узла, рекомендуется прочистить и продуть отсоединенные патрубки.
  12. Ожидаем, небольшое количество времени.
  13. Устанавливаем новую прокладку на место соединения дроссельного узла.
  14. Присоединяем и закрепляем узел на место.
  15. Присоединяем датчик РХХ.
  16. Натягиваем шланги на штуцеры системы охлаждения и соединения с адсорбером.
  17. Одеваем патрубок корпуса дроссельной заслонки.
  18. Закрепляем тросик на приводе.
  19. Затягиваем хомуты всех присоединенных элементов.
  20. Подключаем фишки датчиков.
  21. Закрываем крышку расширительного бачка с охлаждающей жидкостью.
  22. Заводим автомобиль и тестируем его работу.

Способ без снятия в некоторой степени похож на описанный нами ранее. Разница заключается лишь в том, что мы будем снимать только патрубок воздуховода и ничего больше. Шаги работ следующие: — Снимаем патрубок; — Повторяем пункт под номером 10 предыдущего способа. — Соединяем и закрепляем все в обратной последовательности, не забывая при этом заменить старую прокладку новой.

Имейте в виду, что такой способ более всего подойдет для профилактической, легкой, поверхностной очистки. При появлении сбоев и некорректной работы двигателя, используйте только способ со снятием. Теперь мы знаем, как почистить дроссельную заслонку на ваз 2114 используя два различных способа, быстро и без особых сложностей.

Инструкция по демонтажу механизма

Замена дроссельной заслонки на ВАЗ-2114 не требует наличия особых профессиональных навыков, поэтому всю работу провести сможет даже начинающий водитель. Для осуществления работы необходимо вооружиться всем необходимым инвентарем: торцевой ключ на 13, отвертки, чистящее средство.

Порядок действий при снятии ДЗ следующий:

  1. Снимается пластмассовая накладка с верхней части мотора, открепляются шланги, обеспечивающие вентиляцию.
  1. Также желательно убедиться в том, что остатки смазывающего вещества находятся в воздушном патрубке, это будет свидетельством того, что механизм действительно нуждается в срочной чистке.
  2. После чего необходимо снять крышку, которая накрывает расширительный бачок для уменьшения давления в системе, снять хомуты с креплениями и отсоединить все подводящие шланги.

Заключительным этапом в процессе снятия дроссельной заслонки будет снятие шланга, за счет которого происходит вентиляция топливного бака, отсоединение тросика и освобождение двух болтов. Когда механизм демонтирован, на основании визуального осмотра можно делать заключение об его уровне загрязнения. Затем приступать к полной или частичной чистке дроссельной заслонки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]