Разворот на двухполосной дороге по правилам

Юридическая консультация > Административное право > ДТП, ГИБДД, ПДД > Разворот на перекрестке с односторонним движением: основные характеристики и ограничения

Маневр разворота, в том числе и на перекрестках с односторонним движением, относят к относительно сложным ситуациям на дороге, особенно в городских условиях. Как правильно выполнить такой маневр, какие меры должны быть предприняты для его безопасного начала и завершения, а также — какие могут быть наказания за нарушения ПДД, и будет рассказано в этой статье.

Правила ПДД: что такое разворот

Правилами ПДД РФ ситуация разворота регламентируется пунктами 8.1-8.10. В этих правилах не содержится точного определения того, что такое разворот. По смыслу и толкованию этого нормативного документа разворотом следует считать движение транспорта, связанное с изменением направления движения. Это может быть изменение на противоположное направление, как в полосе движения, так и в полосе движения другой дороги. Причем, такие изменения направления движения связаны с пропуском встречного транспорта, движущихся машин по пересекающей перекресток дороге.

Способы разворота на перекрестке с односторонним движением

Существует два основных варианта совершения разворота.

Первый вариант самый простой и безопасный — это занять крайнее правое положение в своей полосе, дождаться, когда будет свободное место от транспорта на перекрестке и выполнить маневр разворота из своей начальной точки, практически не останавливаясь. Этот вариант хорошо работает при относительно малоинтенсивном трафике транспорта.

Второй вариант — это разворот с выездом на перекресток, пропуск встречного транспорта, завершение разворота. Этот маневр рекомендуется выполнять только при условии наличия достаточного пространства на самом перекрестке. Это необходимо для того, чтобы не создавать помехи для попутного, объезжающего транспорта и встречного движения, со стороны пересекающейся дороги.

Разделительная полоса

На ряде перекрестков существуют разделительные полосы или так называемые «полосы торможения». В соответствии с ПДД п. 8.10. при наличии разделительной полосы или полосы торможения, водитель, намеревающийся повернуть или развернуться, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость только на ней.

При наличии в месте въезда на дорогу полосы торможения водитель должен двигаться по ней и перестраиваться на соседнюю полосу, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

В этой ситуации водитель может выезжать на полосы торможения или разделительную полосу и ожидать благоприятного момента со стороны траффика пересекающейся дороги с тем, чтобы завершить маневр разворота.

Виды наказуемых разворотов

В ПДД сказано, что разворот должен осуществляться так, чтобы при выполняемом маневре транспортное средство (ТС) не оказалось на полосе встречного движения (ст. 8.6 ПДД). Участки дороги, где разворачиваться нельзя, прописаны в ст. 8.11.

Разворот автомобиля запрещается проводить:

  • на переходе для пешеходов;
  • в автомобильном тоннеле;
  • на участке железнодорожного переезда;
  • на дороге, пролегающей по мосту, эстакаде, путепроводу и под данными сооружениями;
  • на участках дороги, где зона обзора меньше 100 м;
  • на остановках общественного транспорта;
  • на всех участках дорожного полотна, где есть разметка в форме сплошной или двойной сплошной линии.

Рассмотрим каждую из указанных диспозиций более подробно с точки зрения ПДД и КоАП РФ.

Разворот на пешеходном переходе

Данный маневр запрещен как на разметке перехода, так и с небольшим заездом на нее. То есть нельзя ни начинать маневр разворота, ни заканчивать его, если существует вероятность «заступа» на пешеходную разметку.

Штраф за подобное нарушение составляет 2 тыс. рублей (ст. 12.15, п. 2 КоАП РФ). Для взимания штрафа правонарушение должно быть зафиксировано инспектором ГИБДД или специальной аппаратурой фиксации.

Разворот в тоннеле

Тоннели обозначаются специальным дорожным знаком со схематичным изображением тоннеля. Этот участок дороги характеризуется сниженным обзором вследствие применения искусственного освещения и малой свободной площадью для совершения маневров. Поэтому разворот в тоннеле запрещен. Как правило, дополнительным запрещающим разворот указателем является сплошная или двойная сплошная линия разметки, разграничивающая полосы движения.

Разворот в тоннеле наказывается штрафом от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб. (ст. 12.16, п. 2 КоАП). Как правило, фиксирование данного нарушения осуществляется с помощью автоматических средств фиксации.

Разворот на железнодорожном переезде

Железнодорожный переезд – участок дороги повышенной опасности. Зона переезда обозначается знаками со схематичным изображением железнодорожного полотна или паровоза. ПДД запрещает разворот на переезде, следовательно, разворачиваться нельзя не только на железнодорожных путях, но и на прилегающем полотне автодороги. За разворот на переезде, согласно ст. 12.14, п. 2 КоАП полагается штрафная санкция в размере 500 рублей.

Разворот на остановке общественного транспорта

Остановка маршрутного транспорта – это участок дорожного полотна, специально отведенного для посадки и высадки пассажиров. Выделение на дороге места для остановки производят конструктивно (расширением дорожного полотна и нанесением специальной разметки) и (или) знаком «Остановка».

Данный участок дороги является аварийно-опасным ввиду интенсивного движения пешеходов. Поэтому разворачиваться на этом участке нельзя. Если нет запрещающей разметки, то развернуться можно рядом с остановкой, т. е. в ряду, располагающемся левее ее. За нарушение данного правила предусмотрен штраф 500 руб. (ст. 12.14, п. 2 КоАП).

Стоит отметить, что ГИБДД снижает штраф ровно на половину, если проштрафившийся водитель уплатит его в течение 20 дней с даты совершения правонарушения. Данное послабление не относится к водителям, совершившим одинаковое правонарушение в течение год несколько раз.

Действия водителя перед разворотом

Перед тем, как начать выполнение разворота на перекрестке с односторонним движением, водитель должен совершить рад подготовительных мероприятий.

  • во-первых, занять крайнее правое положение в своей полосе проезжей части, ближе к обочине, непосредственно перед началом перекрестка.
  • во-вторых. включить сигнал поворота для предупреждения других водителей о своих намерениях
  • в-третьих, убедиться, что начало маневра не создаст помех для попутного движущегося транспорта
  • наметить точку начала разворота
  • начать маневр.

Тема 8.4. Начало движения. Маневрирование. Развороты

Разворот может оказаться сложным и опасным маневром, если не учесть целый ряд факторов. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Правила разворота на перекрестке

во многом совпадают с правилами левого поворота, которые мы разобрали в предыдущей главе.

Для разворота необходимо включить левый поворотник

, предварительно заняв
крайнее левое положение на проезжей части
. Если слева от вас расположены рельсы, и они не торчат из асфальта «как айсберг в океане» (то есть находятся на одном уровне с проезжей частью), то разворот нужно выполнять с них.

При этом если знаками или разметкой, определяющими направление движения по полосам, разрешен поворот налево из нескольких полос, разворот все равно необходимо совершать только из крайнего левого ряда.

Однако на рельсы заезжать уже не допускается.

А вот по какой траектории

будет совершен
разворот,
в Правилах умалчивается.

Хотите – разворачивайтесь по малому радиусу, хотите – по большому. Главное при этом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

И хотя Правила не возражают применять тот или иной вариант, инспекторы ГИБДД нередко останавливают водителей, решивших сократить круг, развернувшись, не доезжая до центра перекрестка. И свою правоту приходится отстаивать в суде.

А вот если одна из пересекаемых дорог имеет разделительную полосу, то разворот допустим только по большой траектории.

Иначе водитель, двигаясь по малому радиусу, прежде, чем сделать разворот, совершит поворот налево, и при выезде с первого пересечения проезжих частей окажется на стороне встречного движения. А соответственно попадет под действие пункта 8.6 ПДД, нарушение которого карается крупным штрафом или даже лишением прав до полугода.

Преподаватели автошколы ХАЙВ! подготовили небольшое видео, где показали выполнение разворота на перекрестке с разделительной полосой, которое заведомо не нарушает пункт 8.6 в любой из трактовок.

Завершая разворот, можете смело заезжать на любую свободную полосу.

Отдельно стоит упомянуть о развороте на перекрестке, когда пересекаемая дорога является односторонней

.

Задачи на эту тему встречаются на теоретическом экзамене.

Учебному автомобилю необходимо развернуться. Это, конечно, можно было бы сделать и вне перекрестка, если бы не сплошная разметка, разделяющая встречные потоки. И вот, ура! Долгожданный разрыв на пересечении дорог. Но одна из них – односторонняя. Как же быть?

Разворот на перекрестке с односторонним движением не запрещен. Более того, вы можете выполнять его по любой траектории, и инспектор ГИБДД вам слова не скажет. Потому что при выезде с пересечения проезжих частей вы не выезжаете на сторону встречного движения. Тут и придраться не к чему. Разве только к тому, что вы не пропустили встретившиеся у вас на дороге другие транспортные средства, нарушив при этом пункт 8.1 ПДД.

Намного меньше требований предъявляется к развороту вне перекрестка.

Точно так же перед разворотом необходимо занять крайнее левое положение на проезжей части. И если слева на том же уровне проходят трамвайные пути, то маневр совершается с рельсов.

Однако если проезжая часть узкая, а автомобиль у вас огромный и при развороте может оказаться в кювете, то разворачиваться между перекрестками можно с правой полосы или даже с обочины, если ширины проезжей части вам не хватает.

При этом водитель обязан пропустить как встречные, так и попутные транспортные средства.

Имейте в виду: если же ширина проезжей части позволяет делать разворот с левой полосы, то разворот с правой полосы выполнять нельзя.

При наличии прилегающих территорий можно сделать разворот с их помощью. Но при этом правило «уступи дорогу всем транспортным средствам, попутным и встречным» продолжает действовать и в этом случае.

«Запретный плод всегда сладок». Эта поговорка не касается разворотов

. Ведь в местах, где
запрещен
данный маневр легко нарваться на штраф.

Ниже перечислим места, где Правилами запрещен разворот.

На пешеходных переходах

. Сотрудники ГИБДД шутят: за то, что пересекли сразу штук десять сплошных линий (имея в виду «зебру»), до пенсии штраф выплачивать придется.

Но речь идет именно про сам пешеходный переход. А вот перед и после него разворачивайтесь, пожалуйста.

В тоннелях

. Тут настолько все очевидно, что и ПДД читать не надо.

На мостах, путепроводах, эстакадах и под ними

. Если не хотите свалиться в реку, например.

На железнодорожных переездах

. Груженый состав, идущий со скоростью 80 км/ч, сможет остановиться только через километр (!) после начала торможения. Причем независимо от того, остановился ваш автомобиль на рельсах или только начинает разворачиваться :)

Опять же: разворот запрещен именно на ж/д-переезде. А вот до него не запрещен. Поэтому, если надоело ждать, пока составы перестанут мелькать перед глазами, разворачивайтесь и ищите пути объезда.

В местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 метров

.

Видимость должна быть более 100 метров в обоих направлениях

. Потому что если хотя бы в одном не будет 100 метров, то разворот запрещен.

В местах остановок маршрутных транспортных средств.

Причем обращать внимание нужно не только на свою сторону дороги, но и на встречную. Даже на экзамене в ГИБДД на этом могут «поймать» нарушителя.

Разрешено ли Вам выполнить разворот в этом месте?

1. Разрешено. 2. Разрешено, если при этом не будут созданы помехи движению маршрутных транспортных средств. 3. Запрещено.

Хоть сама остановка для маршрутных транспортных средств и находится с левой стороны и для нее даже расширение дороги сделали, это ничего не меняет. В ПДД четко сказано, что в данном месте разворот запрещен. Верный ответ – 3.

Техника выполнения разворота

Общие правила выполнения разворота, включая и выполнение данного маневра на перекрестках с односторонним движением, регламентируются п.8.5 ПДД РФ. В частности, водитель должен придерживаться следующей техники безопасного выполнения данного маневра.

  1. Занимаем крайнее левое положение на проезжей части дороги при намерении повернуть на право, и крайнее правое положение — если есть намерение повернуть влево. Это необходимо для того, чтобы иметь достаточное пространство для проведения маневра. Если ширина проезжей части дороги достаточна, чтобы не мешать другим автомашинам, то можно выполнить маневр прямо с центра проезжей части.
  2. Убеждаемся в том, что мы своим маневром не создаем помех для транспорта, следующего в попутном направлении.
  3. Включаем заблаговременно световой сигнал поворота, указывая этим наше намерение повернуть направо или налево.
  4. Ожидаем, когда мы не окончательно не будем мешать движению попутного транспорта на нашей части дороги и пропускаем автотранспорт, следующий по другой дороге перекрестка.
  5. Как только на перекрестной дороге будет отсутствовать мешающий нам транспорт, выезжаем на перекресток и быстро завершаем маневр разворота.
  6. Если же в момент выезда на перекресток на пересекающейся дороге появился автомобиль, т.е. помеха, то имея этот объект движения справа — мы его пропускаем и уже далее завершаем свой маневр.

При выполнении такого маневра не следует торопиться. Лучше всего выждать момент, когда на перекрестке будет достаточное по времени «окно» в трафике транспорта на пересекающейся дороге с тем, чтобы безопасно завершить маневр разворота. В нормальной дорожной ситуации маневр разворота занимает не более 10 -15 секунд.

В ситуации выполнения разворота на перекрестке могут встречаться частные случаи.

Это такие ситуации, как:

  • для большегрузных машин или автоприцепов — длинномеров может потребоваться больше места для выполнения разворота. В этой ситуации водитель такого крупногабаритного транспортного средства может выполнить разворот от самого правого края дороги или даже ее обочины. Такой маневр может быть совершен только при условии заблаговременного предупреждения о намерения всех участников движения, с помощью сигналов поворота.
  • в случаях, когда на перекрестке, где предполагается выполнить маневр разворота, отсутствуют какие — либо указательные знаки о приоритете участников движения, права очередности, то маневр выполняется при обязательном пропуске всех движущихся машин, находящихся с правой стороны.

При совершении маневра на перекрестке, в том числе с односторонним движением, следует обязательно пропускать пешеходов в месте пешеходного перехода, обозначенного соответствующими знаками дорожного движения.

Разрешается ли Вам выполнить разворот на этом участке дороги?

Правильный ответ: Разрешается только при видимости дороги не менее 100 м.

Билет 13 — Вопрос 10

С какой максимальной скоростью Вы имеете право продолжить движение на легковом автомобиле?

Правильный ответ: 90 км/ч.

Билет 13 — Вопрос 11

Сколько транспортных средств Вам можно обогнать одновременно после проезда пешеходного перехода?

Правильный ответ: Все три.

Билет 13 — Вопрос 12

Разрешено ли Вам остановиться на мосту для посадки пассажира?

Правильный ответ: Запрещено.

Билет 13 — Вопрос 13

Вы намерены проехать перекресток в прямом направлении. Ваши действия?

Правильный ответ: Проедете перекресток первым.

Билет 13 — Вопрос 14

Кто из водителей, выполняющих поворот, должен уступить дорогу пешеходам?

Правильный ответ: Оба.

Билет 13 — Вопрос 15

Можете ли Вы в данной ситуации приступить к повороту налево?

Правильный ответ: Можете, только убедившись в том, что не создадите помех встречному автомобилю, выполняющему поворот налево.

Билет 13 — Вопрос 16

Разрешается ли Вам на легковом автомобиле перестроиться вправо, чтобы продолжить движение в прямом направлении?

Правильный ответ: Разрешается, если Вы управляете легковым такси.

Билет 13 — Вопрос 17

Задние противотуманные фонари можно использовать:

Правильный ответ: Только в условиях недостаточной видимости.

Билет 13 — Вопрос 18

При возникновении какой неисправности запрещено дальнейшее движение транспортного средства даже до места ремонта или стоянки?

Правильный ответ: Неисправно рулевое управление.

Билет 13 — Вопрос 19

Двигаясь в прямом направлении, Вы внезапно попали на небольшой участок скользкой дороги. Что следует предпринять?

Правильный ответ: Не менять траектории и скорости движения.

Билет 13 — Вопрос 20

На какой срок может быть наложен кровоостанавливающий жгут?

Правильный ответ: Не более одного часа в теплое время года и не более получаса в холодное время года.

Билет 14 — Вопрос 1

Что означает термин «Ограниченная видимость»?

Правильный ответ: Видимость водителем дороги, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или другими объектами.

Билет 14 — Вопрос 2

О чем предупреждают Вас эти знаки?

Правильный ответ: Съезд на обочину опасен в связи с проведением на ней дорожных работ.

Билет 14 — Вопрос 3

Какие из указанных знаков разрешают движение грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т?

Правильный ответ: А и В.

Билет 14 — Вопрос 4

Вам можно продолжить движение по крайней левой полосе на легковом автомобиле:

Правильный ответ: Прямо, налево или в обратном направлении.

Билет 14 — Вопрос 5

В каких случаях разворот запрещен

Правилами дорожного движения РФ на 2020 г. установлен полный перечень ситуаций и мест, где разворот категорически запрещен. К числу таких ситуаций относятся, когда:

  • автомобиль находится непосредственно на переходе для пешеходов.

При этом такой переход должен быть в обязательном порядке обозначен соответствующими дорожными знаками, а также дорожной разметкой (пешеходная «зебра»).

  • в тоннелях и тоннельных переходах, подземных эстакадах. Тоннели обозначаются также соответствующими дорожными знаками (Это знак 1.31, согласно «Технического Приложения» к ПДД)
  • если автомобиль находится на мостах всех типов, дорожных эстакадах, путепроводах, дорожных развязках и т.п. Также запрещено совершать маневрирование в виде разворота под этими сооружениями. Все эти сооружения, подъезды к ним, должны быть снабжены соответствующими дорожными знаками. Здесь необходимо пояснить, что, например, есть такие типы дорожных эстакад, которые имеют достаточно протяженную насыпь, в виде дорожного полотна, прилегающего к ней. Эта часть дороги также относится к эстакаде. Поэтому водителю следует иметь это в виду и не совершить разворот в подобных местах, нарушающий данный пункт правил ПДД.
  • на всех типах железнодорожных переездов. Это относится не только к тем железнодорожным переездам, которые обозначены знаками ПДД, но и к необслуживаемым и не обозначенным жд переездам, которые часто встречаются в сельской местности и пригородной зоне.
  • в тех местах дорог, где видимость ограничена по каким — либо естественным причинам — крутые повороты, рельеф местности, подъемы и спуски, инженерные сооружения, горизонт наблюдения водителя может быть ограничен на расстоянии до 100 м. Такие места должны иметь соответствующее обозначение дорожными знаками, предусмотренными ПДД.
  • места остановок общественного транспорта — автобусные, троллейбусные и трамвайные остановки. Они должны иметь не только конструктивные формы, но и быть обозначены соответствующими дорожными знаками. Т.е. наличие остановок в виде строения еще не является фактом того, что это остановка общественного транспорта, по смыслу ПДД.
  • разворот запрещен в тех случаях, когда это прямо предписано дорожными знаками или знаками указывающими направление движения. В частности, к таким знакам относятся знаки полного запрета разворота, знак дороги с односторонним движением и т. д.
  • разворот запрещен в тех местах проезжей части дороги, где имеется разметка, прямо указывающая на невозможность разворота. Эта одинарная сплошная полоса или двойная сплошная полоса. Разметка 1.3. по стандартам, установленным ПДД.

Разворот на разных видах перекрёстков

Разворот по траектории следует выполнять так, чтобы транспортное средство не выезжало за перекрещивание проезжих частей. Можно выбирать любую схему движения, но следить за соблюдением правил ПДД. Как правильно разворачиваться на перекрёстке со светофором, разделительной полосой, односторонним движением, трамвайными путями и другими особенностями?

Т-образный перекрёсток

Разворот на Т-образном перекрёстке доступен для всех легковых автомобилей, кроме крупных внедорожников. Радиус движения у них слишком широкий для такого манёвра. На таком участке нельзя выполнять несколько разворотов и сдавать назад, в противном случае размер штрафа составляет 500 руб. Прежде всего стоит определить местоположение главной дороги, поскольку она не всегда может быть ровной. Если указатели «Уступи дорогу», «Стоп» и «Главная дорога» отсутствуют, стоит ориентироваться на правило «Помеха справа». Не забудьте включить поворотный сигнал и развернуться только после того, как убедитесь в отсутствии помех.

Перекрёсток со светофором

Разворот на перекрёстке со светофором выполняется только налево. Действия водителя следующие.

  1. После выезда на крайнюю левую полосу и активации поворотника необходимо дождаться разрешающего сигнала светофора и выехать на середину. Движение можно продолжать без остановок, если со встречных направлений не едут машины, в противном случае их необходимо пропустить. В этот момент следите за транспортным потоком сзади вас, поскольку тем водителям ещё неизвестно, развернётесь ли вы или просто повернёте направо.
  2. Завершите манёвр после того, как уступите дорогу всем автомобилям с преимуществом и следуйте дальше, даже если на светофоре горит красный свет. Поскольку вы уже начали выполнять разворот, вас должны пропустить.
  3. Не забудьте выключить поворотник.

Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего эксперта, в которой он подробно разъясняет значение сигналов светофора.

Также советуем прочитать статью нашего специалиста, посвящённую такой важной и сложной теме, как сигналы регулировщика.

Использование прилегающей территории

Если прилегающая территория справа, алгоритм действий следующий.

  1. Проезжайте вперёд, но не прижимайтесь к бордюру вплотную.
  2. В метре от поворота на прилегающую территорию необходимо остановиться, ориентируйтесь на габариты ТС.
  3. Убедитесь в отсутствии помех на дорожном полотне (автомобили и пешеходы).
  4. Включите правый поворотник и начинайте движение задним ходом, сворачивая.
  5. Остановитесь, как только бампер вашей машины скроется в повороте, и не будет препятствовать движению других авто.
  6. Включите правый поворотник и подождите, пока в транспортном потоке появится просвет. Далее можно выезжать на проезжую часть.

Если прилегающая территория слева, ваши действия следующие.

  1. Остановитесь после того, как займёте крайнюю левую полосы и включите левый поворотник.
  2. Пропустите встречные автомобили и начинайте двигаться передом к прилегающей территории. Придерживайтесь правой стороны.
  3. Как только вы скроете в повороте, съехав с проезжей части, проверьте, нет ли автомобилей позади вас.
  4. Аккуратно выезжайте на проезжую часть задним ходом и продолжайте движение.

С разделительной полосой

Если разделительная полоса не доходит до перекрёстка, необходимо разворачиваться по малой траектории, места будет достаточно. Если же разделительная полоса пересекает перекрёсток, радиус поворота должен быть большой, в противном случае вам придётся двигаться по встречной полосе некоторое время, а за это могут лишить прав. Не забывайте учитывать ширину разделительной полосы.

С трамвайными путями

ПДД регламентирую преимущество рельсового транспорта перед другими ТС в большинстве случаев. Уступить дорогу автомобилю трамвай должен, если автомобиль двигается по главной дороге, а трамвай по примыкающей. Трамвай в приоритете, если на перекрёстке есть светофор, разрешающий движение и автомобилю, и трамваю.

Если же на светофоре горит красный для трамвая и зелёный для авто, водитель машины действует в соответствии с ПДД. Однако в этот момент может загореться движение на стрелку, и водитель трамвая решит ехать. Следовательно, лучше всегда уступать дорогу трамваю, поскольку не всегда можно предугадать, чем руководствуется водитель – светофором или стрелкой. Разворот на нерегулируемом перекрёстке с трамвайными путями требует всегда пропускать трамвай, кроме ситуации, когда автомобиль едет по основной дороге.

С односторонним движением

Многие убеждены, что разворот на перекрёстке с односторонним движением запрещён, поскольку для совершения манёвра придётся выехать на встречную полосу. На самом деле никаких запретов в данной ситуации нет, а алгоритм действий такой же, как в общих случаях. Знак «Стрелка» лишь запрещает поворот в сторону, но разворачиваться можно.

С дополнительной секцией

Если вы проезжаете через перекрёсток с дополнительной секцией, преимущество будет за водителями, которые на перекрёсток не въезжают. То есть уступить дорогу при желании совершать разворот необходимо той машине, которая движется вам наперерез по дополнительной секции. Разрешающий сигнал светофора во внимание не берётся. Ориентироваться на данное правило можно до тех пор, пока вы находитесь на перекрёстке. Как только вы завершите манёвр и окажетесь на дороге, преимущество будет за вами. Если же одновременно с запрещающим сигналом светофора включена стрелка, двигающаяся по дополнительной секции машина должна уступить дорогу.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]