Какой пусковой ток должен быть у аккумулятора

Что такое пусковой ток и от чего зависит

Пусковой ток ещё называется током холодной прокрутки, что указывает на основное значение этого параметра для машины. Когда двигатель не прогрет, масло в нём находится в более вязком состоянии, поэтому в момент пуска стартер расходует большое количество электричества.

Учитывая крайне низкое сопротивление обмотки электродвигателя для совершения работы по вращению ротора, потребуется подать от аккумулятора электричество большой силы и чем выше ток холодной прокрутки, тем проще будет завести автомобиль.

Мощность электрического тока высчитывается по формуле: P=UI.

В этом выражении P – мощность; U – напряжение; I – сила тока. Напряжение исправного аккумулятора примерно равно 12 Вольт, поэтому, чем больше значение силы тока, тем более высокую мощность сможет развить двигатель стартера. Также следует учитывать тот факт, что в момент запуска электрического двигателя этот параметр всегда выше, чем когда его обороты существенно увеличатся, поэтому автомобильный стартерный аккумулятор должен иметь существенный запас по этому показателю.

Технические требования и стандарты разных стран

Во всем мире существует несколько стандартов определения величины холодного пуска двигателя, которые отличаются между собой цифровым выражением. Зачастую на этикетках АКБ обозначается несколько вариантов:

  • чаще всего это немецкая система – DIN;
  • американская – SAE;
  • Европейский Союз – EN 60095.

На большинстве российских автомобильных аккумуляторах ток холодного пуска обозначается в стандартах DIN и EN.

Конкретные значения получают в результате следующих испытаний:

  1. SAE (JS537) /CCA. По американскому стандарту аккумулятор в течение суток охлаждают до температуры – 18 градусов, после чего нагружают током, равным номинальному значению CCA. Если в течение 30 секунд напряжение не падает ниже 7,2 Вольт, то тест считается пройденным.
  2. EN (EN50342.1A1). Данная методика отличается тем, что напряжение не должно падать ниже 7,2 Вольт за 10 секунд.
  3. DIN. По этому стандарту напряжение не должно падать ниже 9 Вольт в течение 30 секунд, 6 Вольт – на протяжении 150 секунд.

Одни и те же показатели по этим стандартам имеют разное цифровое обозначение.

DIN (Амперы)EN (Амперы)SAE (JS537) (Амперы)
170280300
220330350
255360400
280420450
310480500
335520550
365540600

При покупке аккумуляторной стартерной батареи можно ориентироваться на технические требования определенного автомобиля.

На что влияет пусковой ток у аккумулятора

Как было доказано выше, этот параметр влияет на мощность электрического двигателя стартера. Повышение мощности позволяет вращаться ротору с большими оборотами, поэтому коленвал двигателя, в момент запуска мотора, также крутится значительно быстрее. Чем быстрее вращаются поршни, тем большее количество тактов сжатия происходит в единицу времени, поэтому дизельный двигатель запускается значительно быстрее. В бензиновом двигателе также увеличение частоты вращения коленвала приводит к уменьшению времени запуска.

Если аккумулятор обладает необходимыми характеристиками пускового тока, то даже в сильные морозы машину можно завести, не прибегая к дополнительным мероприятиям по прогреву двигателя. Если запуск двигателя и не произойдёт так же быстро как в летнее время, то более мощная АКБ позволит вращать поршни более длительное время без существенного снижения оборотов, что приведёт к разогреванию трущихся деталей и более лёгкому воспламенению горючей смеси.

Какой должен быть пусковой ток для запуска двигателя

Пусковой ток для запуска двигателя определённой марки должен быть рассчитан на заводе изготовителе силового агрегата. Показатели этого параметра возрастают с увеличением его ёмкости, поэтому если известно какой аккумулятор стоял на автомобиле, то можно легко подобрать новую батарею по ёмкости. В этом случае электрические параметры будут полностью соответствовать марки и типу автомобиля.

Если необходимо установить АКБ на транспортное средство, в котором не было аккумулятора, то выбираются изделия со следующими минимальными показателями тока холодной прокрутки:

  • Для легковых авто – 350 А.
  • Для грузовиков – 800 А.

Какой должен быть ток холодной прокрутки?

Пусковой ток иногда ещё называют током холодной прокрутки. Но некоторые автолюбители задают вопрос: «Каким он должен быть». При покупке накопительной батареи этот параметр играет немаловажную роль. Хотя всё на самом деле очень просто. Например, чтобы завести двигатель, необходимо 500А. Поэтому выбираем аккумулятор на 100А больше.

Если использовать устройство с точно такими же показателями или меньшей силой тока, тогда прибор очень быстро выйдет из строя.

ВНИМАНИЕ! Выбирая аккумулятор, следует помнить, что во время запуска двигателя, стартер ещё 30 – 40 сек. крутиться. Если заводить машину дольше, тогда есть шанс, что батарея просто перегреется. Ещё необходимо обращать внимание на то, какой тип автомобиля (легковая машина, газель, КАМАЗ, длинномер и т.д.).

Ещё одну немаловажную роль играет тип двигателя. Дизельные моторы имеют предпусковые подогреватели. Поэтому ток холодной прокрутки должен быть не меньше 350А.

Бензиновые моторы не нуждаются в больших показателях тока холодной прокрутки. Для них достаточно 100А. А для холодных регионов нудно брать приборы как минимум с 225А.

Таблица оптимальных показателей

Пусковой ток и объём разных аккумуляторных батарей.

Наименование аккумулятора (в скобках указан стандарт)Пусковой ток (А)Ёмкость (Ач)
Varta 6СТ-60 BLUE dynamic (D47) (DIN)54060
Forse 6СТ-60 Аз (En)60060
BOSCH 6CT-60 S4 SILVER (S40 060) (EN / DIN)540 / 32460
Varta 6СТ-60 Silver Dynamic AGM (D52) (EN)68060
Bosch 6CT-95 S6 AGM HighTec (S60 130) (EN)85095
AGM Exide ES2400 (EN)210630
Cartechnic 6Ст-225 АзЕ CART7250121151150225

Ток холодной прокрутки — весьма важный показатель, особенно для погодных условий нашей страны. В южных регионах аккумулятор чувствует себя достаточно комфортно. Поэтому на параметры пускового тока даже не смотрят.

Другое дело северные районы. Жители этих регионов должны обращать внимание на этот показатель. Так как холодные условия превращают масло в густую массу, которая затрудняет запуск двигателя.

Важно! В городах, которые расположены ближе к Северному полюсу (Сургут, Мурманск, Ямал и т. д.) в очень холодные времена водители вообще не выключают двигатели. Ведь если оставить на ночь машину с выключенным мотором, утром её просто будет невозможно завести.

Двигатели в тёплых регионах при температуре от +1 до +5 о С спокойно запускаются при 200 – 220 Ам. Но, когда температура падает до -10 или -15 о С, здесь уже требуется мощности на 30% больше. Т.е. выбирать батарею нужно на 260 или 270 Ам. А когда она падает до -30 или -40 о С, сила электрического тока возрастает ещё больше.

Как можно проверить пусковой ток аккумулятора

На слух можно произвести только сравнительные испытания аккумуляторов по показателю тока холодной прокрутки. Если двигатель при запуске вращается с большей частотой и машина, при этом заводится быстрее, то у данной модели аккумулятора этот показатель заметно выше.

Точно измерить пусковой ток можно с помощью специального прибора. Как правило, для проверки работоспособности АКБ при продаже, производят диагностику с помощью нагрузочной вилки. Такой прибор состоит из нагрузки низкого сопротивления и встроенного измерительного прибора, который показывает напряжение. Таким образом можно оценить общее состояние батареи, но точно установить величину разрядного тока практически невозможно.

Определить величину тока холодной прокрутки аккумулятора с высокой точностью, можно только профессиональным тестером. Такие приборы стоят несколько десятков тысяч рублей, поэтому для однократного применения этот способ совершенно не годится.

Можно ли брать АКБ с большим пусковым током

Вопреки расхожему мнению, что установка более мощного аккумулятора приведёт к выходу из строя автомобильной электроники, в том числе стартера, следует напомнить школьный курс физики, в котором объясняются основные закономерности потребления электричества. Вне зависимости от мощности АКБ, приборы потребят только необходимое количество электроэнергии, а выйти из строя стартер может только в том случае, если лимит на однократный запуск этого элемента электрической системы автомобиля будет значительно превышен.

Сложности с установкой более мощной батареи могут возникнуть только по причине недостаточного места в подкапотном пространстве. Чем больше мощность АКБ, тем большие её габариты. Особенно сильно увеличивается длина изделия при возрастании ёмкости и мощности, поэтому установить на штатное место изделие, которое значительно превосходить стандартную батарею по мощности для данной модели машины, можно только после внесения изменений в конструкцию установочного места АКБ.

У каких аккумуляторов большой пусковой ток. Таблица токов АКБ разных технологий изготовления.

Пусковой ток, измеряемый в амперах, зачастую имеет прямую зависимость от емкости аккумулятора, измеряемой в ампер-часах. Чем больше у аккумулятора емкость, тем больше ток она будет выдавать. Но здесь есть 2 подводных камня, это правило действует только при выполнении двух условий:

  1. Размер и технология изготовления электродов одинаковая.

Если один аккумулятор изготовлен из пластин, выполненных путем гравитационного литья, а у другого путем штамповки, то пусковой ток у АКБ емксотью 55 А/ч путем штамповки будет превышать ток батареи 60 А/ч изготовленной с применением пластин полученных путем литья. Разница заключается в толщине пластин. Чтобы получить 60 емкость у кальциевых батарей, требуется большее количество пластин, т.к. они тоньше. При этом площадь «съема тока» больше из-за большего количества пластин. Именно поэтому кальциевые батареи выдают существенно больше тока, нежели их братья по емкости выполненные по менее современным технологиям.

  1. Габариты пластин одинаковые.

Как мы писали выше, чем больше площадь пластин, тем больше пусковой ток. Это означает, что пусковой ток аккумулятор 75 А/ч может быть больше, чем у 90 А/ч, так там существенно различаются габариты электродов.

Влияние технологии изготовление аккумулятора на пусковой ток:

Можно ли брать АКБ с меньшим пусковым током

Не смотря на тот факт, что аккумулятор с меньшим пусковым током практически всегда можно установить на штатное место, приобретать такую АКБ не стоит. Если батарея будет отдавать меньше мощности, чем это необходимо для нормальной работы стартера, то вращение ротора электрического двигателя будет происходить со значительно меньшей частой.

Соответственно вращение коленвала также будет осуществляться недостаточно быстро, что может стать причиной отсутствия запуска двигателя внутреннего сгорания. Если этот показатель находится на очень низком значении, то вращение электромотора может практически прекратиться, что приведёт к повреждению щёток и коллектора стартера.

Классификация, принятая в мире

В мировой практике можно встретить разные классификации, по которым определяется пусковой ток конкретного аккумулятора. Для удобства разработана система маркировок: обнаружив те или иные буквы, вы сразу поймете, где произведена батарея. К основным классификациям ПТ относятся:

  • В Германии — DIN
  • В США — SAE
  • В странах Европейского союза (за исключением Германии) — EN
  • В России, на Украине и некоторых странах бывшего СССР распространены надписи «стартерный ток», а также «пусковой ток».

Если при покупке новой АКБ на корпусе отсутствуют данные показатели (что чрезвычайно редко), цифры пускового тока должны быть в инструкции/буклете.

Как подобрать пусковой ток по параметрам автомобиля

Пусковой ток аккумулятора подбирается исходя из следующих параметров:

  • Тип двигателя.
  • Наличия дополнительного электрооборудования.
  • Условий эксплуатации.

Чем мощнее двигатель и чем больше количество поршней имеет силовой агрегат, тем большая сила тока необходима для его запуска. Мощные аудиоусилители, климатическое оборудование и дополнительное освещение также потребуют большего значения электричества.

Если автомобиль эксплуатируется в жёстких климатических условиях, например, в заполярье, то следует установить на автомобиль более мощный аккумулятор, который позволит запустить двигатель даже при очень низкой температуре воздуха.

Советы по выбору аккумулятора

Зима, первые морозы, не сработавший автозапуск сигнализации, не заводящийся с ключа автомобиль, залитые свечи и вечером, после работы, на буксире в автомойку… Знакомая история? Если нет, значит, вы счастливчик, и еще не сталкивались со всеми прелестями внезапно умершего аккумулятора.

В этой статье пойдет речь о неотъемлемой части любого транспортного средства — автомобильном аккумуляторе. Чтобы правильно выбрать аккумулятор для автомобиля, нужно иметь представление о некоторых базовых понятиях.

Емкость аккумулятора – это способность в течение определенного времени выдавать определенный ток.

Пусковой ток — это максимальный ток, который кратковременно сможет выдать полностью заряженный аккумулятор. И именно этот параметр в первую очередь влияет на то, будет запуск двигателя успешным или же нет. Многие автовладельцы путают эти 2 понятия и считают, что чем больше аккумулятор они поставят, тем проще будет им зимой заводиться. Косвенно они правы, они будут легко заводиться, пока емкость аккумулятора не упадет до критической величины. Но, какой бы ни был мощный аккумулятор, при превышении потребления тока над зарядом, в какой- то момент аккумулятор сдастся, и завести автомобиль уже не сможет. С завода на автомобиль ставится аккумулятор, примерно равный производительности генератора. Делается это из расчета того, чтобы за 10-12 часов аккумулятор полностью заряжался.

Если мы возьмем аккумулятор меньшей емкости, то он будет заряжаться током, выше допустимого. В заряженном состоянии он будет чрезмерно «кипеть», вследствие чего быстрее выйдет из строя. Ну и, соответственно, при низкой минусовой температуре его попросту может не хватить для заводки автомобиля. Если же мы возьмем аккумулятор бОльшей емкости, ничего страшного не произойдет, и для холодного климата даже рекомендуется так делать. Но нужно при этом учитывать один важный момент. Если аккумулятор заводской емкости заряжается за 10-12 часов, то бОльший аккумулятор будет заряжаться дольше. Соответственно перед зимой такой аккумулятор необходимо зарядить полностью, желательно на внешнем зарядном устройстве, чтобы изначально запас прочности у нас уже был больше.

Расшифровка обозначения аккумулятора

С выбором параметров аккумулятора разобрались, теперь несколько слов о расшифровке названия аккумулятора. Оно состоит обычно из группы чисел и букв, например 55B24L:

55 – Показатель, обозначающий емкость аккумулятора. Можно считать, что он виртуальный, т.к. параметры аккумуляторов европейского и японского производства измеряются по разным методикам. И, в первую очередь, при определении емкости аккумулятора, нужно искать величину в А/ч (Ампер/час). У аккумуляторов производства Японии данному индексу будет соответствовать емкость 36Ач, европейского 45Ач.

B – класс аккумулятора. Означает, фактически, ширину батареи. Обычно, она равняется 120мм, и такой аккумулятор в народе называется «узким». Является наиболее распространенным, встречается в основном на автомобилях с двигателями до 1.8л.

И также под этим индексом скрывается еще один важный параметр – размер клемм. Аккумуляторы с индексом B имеют тонкие клеммы, и выпускаются емкостью максимум 60Ач. Все, что выше, имеет индекс D, и на них уже идут толстые клеммы.

24 – длина аккумулятора в сантиметрах. Может иметь незначительные отклонения в пределах ± 3мм.

L – полярность аккумулятора, или проще говоря расположение клемм. Такая полярность называется обратной. Проверяется так, ставим аккумулятор длинной стороной к себе, при этом, чтобы клеммы были ближе к противоположной длинной стороне. Если + находится справа, а минус слева – полярность обратная. Если наоборот – прямая R. Аккумуляторы обратной полярности устанавливаются на большую часть автомобилей европейского и японского производства. На отечественных автомобилях полярность аккумулятора прямая.

Виды аккумуляторов

Если несколько десятков лет назад технологии изготовления аккумуляторов были такими, что постоянно требовалось следить за уровнем электролита, его плотностью, потому что он постоянно выкипал, то теперь это все в прошлом. На сегодняшний день 80% всех производимых аккумуляторов являются необслуживаемыми. Это значит, что в них не нужно ничего измерять и доливать. Все что требуется для здоровья такого аккумулятора – держать его постоянно в заряженном состоянии и при температуре максимально близкой к оптимальной. А также правильно подобрать к вашему автомобилю.

При производстве современных аккумуляторов используются различные технологии, главная задача которых сделать автомобильный аккумулятор как можно более неприхотливым, не требующим стороннего вмешательства. Так какой аккумулятор выбрать? Наиболее распространенные на сегодняшний день:

Мало-сурьмянистые:

Бюджетный класс обслуживаемых аккумуляторов. Пришли на смену классическим сурьмянистым аккумуляторам. Название происходит от названия добавки — сурьма, которая добавляется в состав свинцовых пластин. По сравнению с предшественниками, обладают меньшим испарением воды из аккумулятора, соответственно обслуживать его нужно реже.

Достоинствами

данного типа аккумуляторов является невысокая цена. После недолгого глубокого разряда, в большинстве случаев аккумулятор можно восстановить.

Недостатком

является самый быстрый саморазряд.

Гибридные:

Имеют пластины электродов из разных материалов. Обычно плюсовая пластина в них мало-сурьмянистая, а минусовая свинцово-кальциевая (маркировка
Ca на аккумуляторе
), либо с добавлением серебра (
Ag).
Это наиболее распространенный тип аккумуляторов.

Достоинство

этого типа заключается в невысокой стоимости, способности выносить глубокие разряды, а также они имеют гораздо меньший саморазряд и способность к выкипанию, по сравнению с предыдущим классом.

Кальциевые (Ca-Ca):

Пластины как отрицательного, так и положительного полюсов в этом аккумуляторе кальциевые.

Из этого вытекают следующие достоинства

:

— Подверженность саморазряду у них на 70% ниже, чем у мало-сурьмянистых, выкипание минимально.

— Аккумуляторы данного типа всегда необслуживаемые и не требуют доливки.

— Хорошая работоспособность при низких температурах

— Обладают большими пусковыми токами, высокой емкостью, длительным сроком службы, не боятся перезаряда

минусы:

— При глубокой разрядке положительный электрод покрывается сульфатом кальция, и, в отличие от сульфатирования свинцом, этот процесс необратим. После этого аккумулятор чаще всего приходится менять.

О влиянии холода на емкость аккумулятора

Тут кроется один очень важный момент, который нужно учитывать при выборе аккумулятора для суровых условий эксплуатации. При расчете стартового тока аккумулятора, берется потребление тока стартера, т.к. именно он является основным потребителем при запуске двигателя. Этот ток колеблется в пределах 100-300А/ч для двигателей разного объема. Все современные аккумуляторы имеют пусковой ток от 430А/ч. Вроде бы все хорошо, укладываемся с запасом даже при самом мощном стартере. Но в чем же подвох? Ведь на 5л двигатели не ставят аккумулятор емкостью 45Ач? А дело вот в чем, чем ниже температура аккумулятора, тем медленнее протекают в нем химические процессы, и тем сильнее садится его емкость. Так при -30С емкость аккумулятора уменьшается примерно на 60%! Т.е. если наш аккумулятор способен был выдавать 500А пускового тока, то на таком морозе остается только 200, что уже гораздо ближе к реальному потреблению. И это при полностью исправном и заряженном аккумуляторе, в противном случае картина будет еще печальнее.

Поэтому, используем простое народное правило, если зимние температуры часто держатся на отметке около -30, аккумулятор следует взять на 10-20Ач больше заводской величины.

Также зимой очень полезно использование автоодеяла. Оно позволит лучше себя чувствовать аккумулятору и сбережет топливо на автозапуски, так как автомобиль будет медленнее остывать и соответственно реже заводиться.

В нашем интернет-магазине большой выбор автомобильных аккумуляторов по досутпной цене! Купить автомобильные аккумуляторы в Красноярске, с доставкой на дом — очень просто!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]