Схема восстановления автомобильного аккумулятора. Проводим контрольно-тренировочный цикл (КТЦ) АКБ

Многие автовладельцы сталкиваются с ситуацией, когда неплохой, по отзывам, аккумулятор прослужил намного меньше заявленного производителем срока. Поиск возможных причин зачастую оказывается безрезультатным, мнение экспертов сводится к тому, что такую батарею лучше просто выбросить, заменив её на новую.

Контрольно-тренировочный цикл аккумулятора

Но не спешите слепо следовать таким советам. Если батарея не желает принимать заряд, можно попробовать научить её этому, выполнив особую тренировку, именуемую КТЦ.

Что такое КТЦ

Классический кислотный аккумулятор имеет ограниченный ресурс – способность пластин держать заряд со временем неизбежно падает, что и является основной причиной преждевременного отказа батареи в запуске мотора.

Этому способствуют и преобладающие условия эксплуатации транспортного средства: езда в городском цикле с частыми поездками на небольшие расстояния, проживание в регионе с холодным климатом.

Все эти факторы, как и игнорирование своевременного обслуживания АКБ, влияют на срок «жизни» батареи. Но даже при идеальных условиях зачастую бывает так, что аккумулятор всё равно служит гораздо меньше заявленного срока.

Продлить его помогает специальная процедура, именуемая контрольно-тренировочным циклом АКБ, рекомендуемая периодичность её проведения – каждые полгода. Подобная тренировка действительно способна творить чудеса.

КТЦ проводится для восстановления аккумуляторных батарей, подвергшихся полному разряду или эксплуатирующихся длительное время. Благодаря этому циклу появляется возможность улучшить и частично восстановить утраченные способности батареи накапливать и держать заряд.

Для самостоятельного проведения процедуры потребуется наличие ареометра (для измерения плотности электролита), мультиметра и электрическая нагрузка с конкретными параметрами.

Тренировать или не тренировать аккумуляторы

Здравствуйте! Статья, на мой взгляд, довольно сумбурная, в целом бестолковая как для «опытного», так и для «обычного» пользователя. Первая категория (я имею в виду тех, кто готов серьезно разобраться в вопросе) получит на руки кучу фактов, при этом часть из них, несомненно, правдивы, но часть — это просто «легенды о динозаврах», мало общего имеющие с современными аккумуляторами. Для обычного же пользователя самым полезным, наверное, советом будет — купите хороший зарядник и забудьте про все, что тут написано. Объяснение же, что такое хороший зарядник, может быть сведено к набору ключевых слов на коробке (-dV/dt, раздельная зарядка каждого аккумулятора, тестирование аккумулятора, защита по переполюсовке и температуре, «антибатареечная» защита, etc.), названию фирм-изготовителей качественных зарядников и пара-тройка конкретных моделей на выбор.

Интересно, что автор не стесняется писать фразы вроде: «…ходят слухи, что с помощью очень большого тока зарядки можно зарядить аккумулятор до 200 % заявленной емкости. Лично я сомневаюсь.». Я считаю, только из этой фразы уже можно сделать вывод о компетентности автора. Я согласен с тем, что про аккумуляторы понаписано столько бреда, что без поллитры не разберешься, но зачем еще раз в статье повторять это? Если уж взялся писать советы, хорошо бы проверить и не писать «лучше делать так-то, но ходят слухи, что».

Опять-таки, забавное разделение на «матерые» фирмы и фирмы попроще. Автор провел собственное исследование на этот счет? На всякий случай скажу, что аккумуляторы используются не только в нотебуках, мобильниках, фонариках и фотоаппаратах. Есть еще масса разнообразных применений, например мощные радиостанции или радиоуправляемые модели. Я вот могу сказать, что аккумуляторы GP — одни из лучших в классе силовых аккумуляторов NiMH 3000-4000 мАч, обычные токи разряда 20-40 Ампер, я пользуюсь ими каждую тренировку в Racing Club RC54 (). Кстати, когда мы начинали играть в радиоуправляемые машинки, первое, с чем столкнулись — хороший зарядник для таких аккумуляторов стоил (да и сейчас стоит!) хороших же денег (до ~$200 за зарядник и еще ~$100 за источник питания). Мы (я программист, а товарищ мой — электронщик) после тщательного изучения технологии зарядки NiCd, NiMH аккумулятров — для этого, в частности, пришлось подробно изучить химию процесса заряда — стали делать зарядники сами, а потому я не понаслышке знаю, о чем говорю. В клубе сейчас уже, наверное, десяток человек пользуются нашими зарядниками — все довольны.

Как обычно, химики умудряются всунуть в тот же форм-фактор еще больше калорий, т.е. при постоянном объеме емкость аккумуляторов все растет. Емкость в 2500 мАч для «пальчиковых» АА аккумуляторов это уже норма. Заявленных 1000 циклов перезаряда даже с учетом небрежного обращения со стороны пользователя хватит надолго, по крайней мере, до выхода очередной новинки. Похоже, сейчас любая техника, включая аккумуляторы, морально устаревает раньше, чем физически выходит из строя. Не знаю, само по себе хорошо ли это или плохо, но позволяет «обычному» пользователю не забивать себе голову ненужной информацией.

Что касается LiIon аккумуляторов, то ввиду некоторой опасности воспламенения при перезаряде или высокой нагрузке, подавляющее количество таких аккумуляторов поставляются со встроенной электронной защитой как по перезаряду, так и по переразряду. Хотя качество таких аккумуляторов улучшается, все равно через пару-тройку лет становится заметно падение емкости, как бы его бережно не эксплуатировали, так что не надо усложнять себе жизнь, заряжайте телефон или ноутбук тогда, когда удобно. (Подозреваю, что иногда качество приносится в жертву емкости – вспомнил истории с самовоспламеняющимися ноутбуками от Делл.)

Другой похожий тип аккумуляторов — LiPo, как правило, в потребительской электронике использовались редко, они и дороже, и опаснее, чем LiIon. Основное их преимущество — просто гигантские токи разряда, при том же весе, что и NiMH имеют емкость примерно в два раза выше (или, что тоже самое, при той же емкости имеют вдвое меньший вес). Из-за этого их все чаще используют в радиоуправляемых самолетах и вертолетах. Например, у меня на моем RC самолете стоит батарея емкостью 2200 мАч весом всего 50 грамм, выдающая до 24 Ампер! Понятно, что для облегчения она поставляется без электроники, что при небрежном отношении не только выведет аккумулятор из строя, но и заодно может спалить — в буквальном смысле! — дом или машину (часто пилоты заряжают аккумуляторы прямо в поле от прикуривателя автомобиля). Но! Моделисты — уж точно не обычные пользователи, поэтому и для них указанная статья, по моему, не актуальна.

———— Комментарий получился больше, чем статья. Графоманство — страшная болезнь!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]