Коленчатый вал – принцип работы, на что влияет датчик положения коленчатого вала?


Основные функции датчика движения


Датчики движения различных модификаций

Детекторы фиксируют перемены во внешней среде, поэтому их применяют в комплексном взаимодействии с другими модулями, которые реагируют на события.

Способы активации тревоги:

  • включение звукового сигнала;
  • рассылка сообщений на телефон пользователя;
  • включение освещения, иных приборов;
  • изменение рабочих показателей климатической техники;
  • фиксация несанкционированного нарушения границ.

Следящие сигнализаторы ставятся в составе пультовой охраны. Взаимодействие между узлами настраивается при монтаже и координируется контролирующим прибором. Если пользователь покупает и монтирует взаимодействующие модули самостоятельно, он заботится об установке контрольного прибора. Продавцы дают доступ к учетной записи на специальном веб-портале с помощью программы, чтобы настроить параметры уведомлений и взаимодействий.

Где расположен датчик положения коленвала?

Датчик располагается рядом с коленвалом, способ доступа к нему зависит от конкретного автомобиля. Иногда его расположение таково, что проще добраться не через капот, а подняв автомобиль на стенд. Иногда (например, в случае с «Ленд Ровер Фрилендер») для этого придется снимать колесо и подкрылок.

Данный комплектующий элемент располагается в кронштейне, который установлен в центральной области шкива на приводе генератора. Как правило, на большинстве современных автомобилей он установлен не впритык, а с зазором 1-1.5 мм около конструкции самого зубчатого шкива.

Для удобства отсоединения и регулировки ДПКВ к нему подсоединяют 50-70 см провод, который имеет необходимые разъемы для ключей. Для выставления и корректировки положения необходимо только регулировать шайбу, закрепленную над посадочным гнездом самого элемента. Регулировка шайбы может производиться как вами самостоятельно, так и специалистами в автосервисе – в любом случае она позволит избежать скорой поломки цилиндров двигателя и значительно снизить расход топлива.


Датчик положения коленвала


Расположение датчика положения коленвала

При появлении неисправностей в датчике коленчатого вала бортовой компьютер автомобиля лишается возможности выставить ряд необходимых для работы системы зажигания характеристик:

  • Подсчитать количество необходимого для впрыска топлива;
  • Выявить нужный момент для впрыска;
  • Поменять угол поворота распределительного вала;
  • Определить, произошло зажигание или нет (актуально для бензиновых моторов).

Принцип работы датчика движения


Датчик движения срабатывает при появлении объекта, излучающего тепло

Датчик работает на основе распознавания и анализа различных волновых колебаний. Устройство может самостоятельно производить волны, затем исследует их после отражения от окружающих предметов — такой тип называется активным. Пассивный вид получает колебания извне и анализирует их. Большинство приборов выпускаются в виде комбинированных модулей.

Датчики различаются в зависимости от типа используемых пульсаций:

  • томографические (радиоволны);
  • инфракрасные пассивные датчики;
  • микроволновые детекторы;
  • фотоэлектрические (используется свет);
  • ультразвуковые приборы.

Каждый вид имеет погрешности в работе и изредка дает ложную тревогу. Две разновидности объединяются в одной установке, чтобы уменьшить вероятность неправильного срабатывания, например, ультразвук и инфракрасное излучение. Комплексное решение уменьшает чувствительность, прибор может не сработать при реальной опасности.

Правила выбора устройства


Цена оборудования с расширенным функционалом выше, чем стоимость базовых моделей. Встроенное фотореле экономит электричество, т. к. свет включается при срабатывании датчика движения, когда освещенность на улице ниже установленного предела. Функция защиты от животных устраняет ложные сигналы на движение кошек, собак.

При выборе учитывают характеристики:

  • угол зоны охвата;
  • чувствительность прибора;
  • расстояние обнаружения;
  • фиксируемый параметр скорости;
  • отсутствие мертвой зоны;
  • рабочее напряжение, диапазон рабочих температур.

Угол обнаружения обычно бывает 90 – 120° длиной 10 – 15 метров, но есть модели с узким, но длинным сектором по горизонтали. Приборы замечают скорость от 0,1 м/с, а слишком медленное движение могут не зафиксировать. Мертвая зона воспринимается с помощью линзы, расположенной внизу следящего модуля.

Инструменты и материалы для подключения

Датчики почти всех моделей рассчитываются на нагрузку в 10 – 16 А. При мощности прибора более 1 кВт (ток 4,5 – 5А) в цепь ставится еще одно коммутационное устройство. Небольшой контактор магнитного действия используется при подсоединении датчика к лампе посредством распределительного щитка.

Величина питания индуктора должна равняться сетевому напряжению. В стандартной системе катушка заменяет лампу, осветительный элемент подсоединяется через главные контакты пускателя.

Если модульный контактор не применяется, используются полевые транзисторы с высоким вольтажом. Пара элементов позволит пропустить полуволну переменного тока двумя курсами. На управляющем участке схемы стоит выпрямляющий диод с напряжением более 300 В для защиты от пробоя и 2 резистора, подключенных последовательно.

Установка датчика движения и настройка


Схема подключения датчика к лампе

Для настенной установки предназначаются датчики, у которых есть встроенный выключатель. Отдельно приобретаемые сенсоры монтируются на горизонтальном или вертикальном ограждении. Установка на потолок применяется часто, т. к. охватывает большую зону.

Если радиус охвата меньше, чем 360°, ставится несколько приборов. В другом варианте монтируются модели, которые объединяются в цепочку (режим Master/Slave).

Если детектор предназначается для помещения с одним входом, узкого сектора будет достаточно, чтобы контролировать дверь. Устройство настраивается на максимально допустимый промежуток начала освещения.

Для правильного монтажа нужно определить область зоны (обычно под прибором), где прибор не ловит движение. В длинных коридорах ставят дальнобойные датчики. Такие устройства часто дают ложную тревогу, т. к. контролируют большую область.

Подключение в квартире


Подключение датчика движения к осветительным приборам

Датчик запускает отправку сообщения владельцу при выявлении проникновения в жилище. Прибор в схеме пультовой охраны сигнализирует диспетчеру охранной фирмы для задействования группы быстрого реагирования.

Двухпроводные датчики устанавливают в стандартные подрозетники. Для этого нужны элементы:

  • распределительная коробка;
  • автомат на 220 В;
  • датчик;
  • лампы.

Прибор подключается аналогично одноклавишному выключателю, при этом фаза подсоединяется к детектору, затем электричество поступает на лампу. Контур светильник-датчик монтируется отдельно от общей проводки. Кабель заводится от щитка на лестнице в распределительную коробку внутри квартиры, все три жилы маркируются, выделяется земля, ноль, фаза. Затем идет двухжильный кабель до самого датчика.

Подключение на улице


Уличные светильники, включаемые датчиком движения

Определяются с участком охвата и местом установки. Датчики различаются параметрами влагостойкости и защиты от негативных атмосферных факторов.

Степени защиты:

  • для открытого уличного пространства применяются приборы с показателем защищенности IP в диапазоне 55 – 65;
  • под навесом монтируются модули с аналогичными параметрами IP 44.

Учитывается температура воздуха, рекомендованная для уличной модели. Есть много вариантов, когда устройства работают только до -20°С, затем идут сбои в работе.

Заводится 3 провода при подсоединении трехпроводного прибора от автоматического выключателя, на освещение и на датчик. Ноли объединяются в одной точке, а земля от щитка подключается к аналогичному проводу на осветительном приборе.

Подключение в подъезде


Датчики движения экономят электроэнергию в подъезде многоэтажек

Детекторы ставятся под потолком так, чтобы при открывании дверей не нарушался угол обзора. Не рекомендуется устанавливать датчики в подъездах над радиаторами.

Ноль заводится от питающего кабеля на провод лампы и подводится заземление. Фазу от автоматического выключателя нужно соединить с жилой, идущей на датчик, вторая жила подает электричество к светильнику.

Настройка выполняется на передней панели методом поворота соответствующих флажков:

  • цифра 1 — автоматический порядок работы;
  • цифра 2 — выбирается уровень чувствительности по времени суток;
  • цифра 3 — задает время отключения прибора после фиксации движения.

Можно подключить датчик движения со светодиодными и энергосберегающими элементами, но в этом случае лампочки иногда мерцают.

Как проверить ДПКВ ВАЗ-2114 на исправность

Для проверки датчика положения коленчатого вала его необходимо снять и осмотреть на предмет механических повреждений. Если на датчике обнаружена грязь, то деталь следует хорошо почистить.

Проверить ДПКВ можно с помощью омметра. У исправного датчика сопротивление катушки составляет 550-750 Ом. Мультиметром проверяют индуктивность обмотки, но быть уверенным в исправности ДПКВ нельзя, даже если все показания будут совпадать с допустимыми параметрами. В данном случае никак не учитывается состояние магнитного сердечника, поэтому для диагностики лучше всего подойдет осциллограф.

Можно по-всякому проверять ДПКВ, но логичнее будет просто заменить его сразу на новый. Если причина не в датчике, нужно искать причину неисправности дальше. Старый ДПКВ можно убрать в запас, он пригодится. Стоит датчик коленвала на ВАЗ совсем недорого, так стоит ли мучиться с замером сопротивления и индуктивности? Цена ДПКВ колеблется в пределах 250-350 рублей, и в дороге запасной датчик может очень выручить.

Ни для кого не секрет, что при выходе датчика положения коленвала из строя автомобиль дальше поедет только на эвакуаторе или на буксире. Двигатель попросту будет невозможно завести, и датчик не ремонтопригоден, только замена. Датчик не из дешевых, поэтому прежде чем покупать новый рекомендую убедиться что причиной неисправности является именно ДПКВ, а не что либо другое, или просто косяк в проводке и фишке подключения датчика. Если же диагностика показывает что виноват именно он, топаем в ближайший магазин автозапчастей и приобретаем датчик, выглядит он следующим образом:

Для замены ДПКВ на ВАЗ-2110, 2111 и 2112 нам понадобится следующий инструмент:

Торцевой ключик на «10».

Набор щупов, что бы выставить зазор.

Ну и сам новый датчик коленвала.

Датчик расположен в непосредственной близости от шкива коленвала. Итак, снимаем колодку с датчика поддев ее отверткой или любым другим сподручным инструментом. (можно просто руками).

Затем берем приготовленный торцовый или рожковый ключик на 10 и им откручиваем болт, который крепит ДПКВ к двигателю.

Затем откладываем в сторону снятый датчик, берем новый и ставим взамен старого, ошибиться при установке невозможно, он устанавливается только в одном положении. Прикручиваем обратно болт крепления датчика, и берем наш набор щупов. Ими то мы и отрегулируем или просто проверим получился ли у нас необходимый зазор нового датчика. Правильным расстоянием от зубов шкива коленвала до датчика считается 1 мм. плюс-минус 0,41 мм.

Если все верно – одеваем фишку на место и пробуем завести двигатель. Если расстояние больше – смотрим где косяк и что попало под датчик, может просто грязь. Проблемы с тем, что расстояние меньше я еще не встречал. Обычно все становится нормально и сразу.

Справочная информация: ДАТЧИК ПОЛОЖЕНИЯ КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА (ДПКВ) подаёт в контроллер сигнал частоты вращения и положения коленчатого вала. Этот сигнал представляет собой серию повторяющихся электрических импульсов напряжения, генерируемых датчиком при вращении коленчатого вала. На базе этих импульсов контроллер управляет форсунками и системой зажигания. ДПКВ установлен на крышке масляного насоса на расстоянии около 1+0,4мм от задающего диска (шкива) коленчатого вала. Шкив коленчатого вала имеет 58 зубцов расположенных по окружности. Зубцы равноудалены и расположены через 6°. Для генерирования «импульса синхронизации» два зуба на шкиве отсутствуют. При вращении коленчатого вала зубцы диска изменяют магнитное поле датчика, создавая наведенные импульсы напряжения. По импульсу синхронизации от датчика положения коленчатого вала, контроллер определяет положение и частоту вращения коленчатого вала и рассчитывает момент срабатывания форсунок и модуля зажигания. Провод ДПКВ защищён от помех экраном, замкнутым на массу через контроллер. ДПКВ — самый главный из всех датчиков, при неисправности которого двигатель работать не будет. Этот датчик рекомендуется всегда возить с собой. Диагностика ДПКВ описана здесь. Датчик ПКВ — полярный прибор — при нарушении проводки следует подключать соблюдая полярность. В «обратном» включении двигатель не заведется.

Варианты и схемы подключения датчика движения к лампе

Детектор движения может менять яркость света, включать или прекращать освещение независимо от фиксации движения. Прибор подает команду контролеру и тот включает свет в соответствии с заданными заказчиком требованиями. Есть тумблеры со встроенными координаторами, такие модели можно поставить в подъездах, офисах, сладах.

На корпусе выведены три провода разного цвета:

  • выход — красный;
  • ноль — синий;
  • фаза — коричневый.

От распределительного щитка управляющая фаза подсоединяется к нагрузочному кабелю светильника. Если провода не соединяются в распаечной коробке, жилы заводятся непосредственно в корпус датчика и объединяются на его клеммнике. Нулевые кабели скручиваются и затягиваются на контакте.

Без выключателя


Датчики необходимо настроить так, чтобы они не реагировали на мелких животных

Число приборов не регламентируется. При входе в начале коридора срабатывает первый детектор и запускается прожектор. После выхода из зоны действия первого датчика и до входа в область второго лампы продолжают освещать пространство. Так продолжается до покидания зоны слежения всех установленных элементов, свет гаснет после заданного времени.

Иногда бывают ложные срабатывания. Это случается по причине действия тепловых потоков, если элемент стоит над радиатором или на улице датчик окружен деревьями. Освещение запускается при ветре или из-за неисправности конструктивных компонентов. Для определения причины нужно заклеить непрозрачным скотчем чувствительный глазок.

С выключателем

Комбинированная электрическая автоматика реагирует на движение людей в подконтрольной зоне. Блок управления оснащается только датчиком или ставится клавишный тумблер. Для экономии электричества выключатель снабжается фотодиодным детектором уровня света в помещении. Днем при солнечном свете тумблер не будет срабатывать.

Схема прибора движения с выключателем является универсальной, одноклавишный прерыватель нужно подключать параллельно:

  • питающая фаза заводится одновременно на детектор и одноклавишный тумблер;
  • второй провод от прерывателя идет к осветительному контуру (выходящей жиле от датчика).

Работа ламп начинается в любое время по желанию хозяина дома. Рубильник можно подсоединить последовательно и отключать одновременно всю схему от напряжения. Если включить снова, лампочка загорится не сразу, а только через время, требуемое датчику движения для сканирования и анализа пространства в зоне охвата.

Способы проверки в гаражных условиях

Когда двигатель вашего автомобиля резко «умер», необходимо снять датчик и произвести диагностику, описанную ниже. Если же мотор продолжает работать с признаками нестабильности, выполните такие манипуляции:

  1. Хорошенько очистите корпус прибора ветошью, смоченной органическим растворителем, – уайт-спиритом, скипидаром либо другим обезжиривателем. Особое внимание уделите торцу, обращенному в сторону зубчатого шкива.
  2. Убедитесь в надежности крепления. Из-за открутившегося винта датчик может отодвинуться от металлических зубьев, в результате зазор увеличится, а вырабатываемый импульс ослабеет.
  3. Прочистите контакты разъема от окисления.
  4. Осмотрите проводку на предмет оплавления либо перелома.

Если перечисленные действия не дают результата, производится демонтаж и проверка датчика коленвала мультиметром в 2 этапа. На первом измеряется сопротивление между клеммами прибора, что позволяет убедиться в целостности индукционной обмотки. Почистите контакты, включите омметр и проверьте сопротивление между ними. Нормальные показания лежат в диапазоне 500–700 Ом, при замыкании витков получите нулевое или пониженное значение, при обрыве – бесконечность.


На втором этапе испытывается работоспособность элемента согласно пошаговой инструкции:

  1. Переведите мультиметр в режим измерения напряжения, максимальный порог – 200 милливольт.
  2. Надежно прикрепите провода к контактам колодки датчика (например, зажимами типа «крокодил»).
  3. Возьмите любой металлический инструмент – гаечный ключ, большую отвертку или что-то подобное. Резко прикладывайте и отрывайте его от магнитного сердечника элемента, придерживая корпус рукой. Вольтметр должен показать скачки напряжения.

Совет. Если с датчиком коленчатого вала все в порядке, прозвоните проводку омметром. Возможно, причина кроется там.

Дальнейшие действия такие: поломанный измеритель оборотов коленвала меняется на новый, ремонту деталь не подлежит. Исправный датчик устанавливается обратно с соблюдением зазора, поиск неисправности продолжается в другом месте.

Несколько слов о том, как проверить датчик коленвала в пути, когда нет мультиметра и других диагностических приборов. Понадобится 2 провода и светодиодная лампочка от любого автомобильного светильника (например, салонного). Для удобства открутите элемент и подсоедините лампу к разъему, затем подносите к магниту гаечный ключ, как описывалось выше. Исправный датчик заставит светодиод вспыхивать.

Нормальная работа автомобильного двигателя возможна только в том случае, если будут работоспособны все исполнительные механизмы и датчики мотор. Одним из таких контроллеров является датчик коленвала, поломка которого может привести к невозможности эксплуатации авто. Подробнее о том, что это за устройство, как его проверить и какие неисправности для него характерны, вы можете узнать из этого материала.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]