Самостоятельная замена термостата Кашкай J10


Предназначение и конструктивные особенности термостата

Термостат предназначается для блокирования циркуляции жидкости по системе охлаждения до полного прогрева мотора автомобиля с целью ускорения этого процесса, и дальнейшего поддержания необходимой рабочей температуры.

Принцип работы термостата

базируется на плавлении искусственного воска, размещенного в небольшом цилиндре в направлении мотора. Воск плавится при температуре не менее 80 градусов. При этом он расширяется, увеличиваясь в объеме, благодаря чему выдавливает блокировочный штырь из цилиндра, разблокируя клапан термостата и восстанавливая циркуляцию.

В целом, термостат состоит из:

  • входного патрубка, подключаемого к системе охлаждения двигателя;
  • перепускного клапана, при необходимости перекрывающего малый круг охлаждения;
  • выходного патрубка, подключаемого к качающему охлаждающую жидкость насосу;
  • пружины, удерживающей перепускной клапан;
  • воскового шарика;
  • входного патрубка, подключаемого к радиатору;
  • пружины, удерживающей основной клапан;
  • самого основного клапана, предназначенного для перекрывания основной циркуляции;
  • поршня;
  • корпуса.

До прогрева двигателя циркуляция охлаждающей жидкости полностью не останавливается – она осуществляется по так называемому малому кругу, где ОЖ идет от помпы лишь через рубашку охлаждения и радиатор печки, для того, чтобы система не застаивалась. При открытии клапана основной циркуляции малый круг автоматически перекрывается.

То есть все устройство термостата, это фактически только цилиндр, возвратный штырь, воск и ряд второстепенных деталей. Такая простая схема термостата эффективна и надежна, поэтому она не изменяется и в большинстве самых новых автомобилей.

В разных моделях автомобилей термостаты настроены на различную температуру открытия, которая чаще всего указывается на корпусе устройства. Кроме того, на разных авто могут устанавливаться корпусные или без корпусные термостаты. Основное их отличие это непосредственно сама установка, или в блок двигателя, или в отдельный корпус являющийся сложными двухуровневыми контуром.

Как установить, что термостат неисправен?

Как проводить замену – разобрались, а вот как определить, что термостат неисправен – нет. А выявить проблемы с этим элементом – несложно. Можно, конечно, провести замеры в тестовом режиме ЭБУ, чтобы выявить точную температуру ОЖ (как сказано, его показания могут расходиться с датчиком на приборной доске).

Но можно поступить и проще. Всего лишь достаточно проверить температуру патрубка, идущего от термостата на радиатор, на разных режимах.

То есть достаточно завести холодный мотор, а затем перейти в подкапотное пространство и приложить руку к указанному патрубку.

Если он начинает разогреваться еще до выхода на оптимальный температурный режим, то это указывает на заклинивание в открытом или полуоткрытом положении. При этом сам двигатель не может выйти на оптимальный температурный режим, а печка в салоне не греет.

Если же наоборот – патрубок холодный даже после выхода на требуемую температуру, это указывает на заклинивание термостата в закрытом положении.

Причины поломки термостата

Самый главный признак поломки термостата – отсутствие циркуляции в системе охлаждения двигателя, что приводит к его перегреву.

Причин, по которым работа термостата нарушается, может быть довольно много, но наиболее распространенной проблемой является коррозия, съедающая цилиндр и блокировочный штырь, из-за чего поток жидкости полностью не прекращается ни в каком положении клапана.

Двигателю в такой ситуации будет гораздо сложнее прогреваться, и времени это займет куда больше, чем в нормальном режиме. Если же наоборот, термостат постоянно остается закрытым, двигатель быстро перегревается, что ведет к полной невозможности продолжения движения или более серьезными последствиями, такими как температурная деформация блока цилиндра и дорогостоящий капитальный ремонт двигателя.

Когда индикатор температуры ОЖ на грани перегрева, при том что один шланг горячий, а другой холодный – скорее всего можно говорить что клапан термостата подклинил в закрытом состоянии и жидкость не проходит через радиатор.

Подготовка к замене термостата

Следует отметить, что замена термостата на ВАЗ 2110 потребует ряда подготовительных работ, в том числе:

  • прежде всего, нужно установить автомобиль на плоскую поверхность и дождаться остывания двигателя. Ведь замена термостата потребует слива охлаждающей жидкости, а она в рабочем состоянии имеет экстремально высокую температуру,
  • нужно подготовить емкость для слива антифриза, после чего можно отвернуть хомуты, фиксирующие патрубки термостата. Кстати, на этом этапе может быть выполнена и замена охлаждающей жидкости.

Термостат, несмотря на свои небольшие габариты, играет очень большое значение в системе охлаждения. Именно это деталь позволяет двигателю быстро прогреться до рабочей температуры, а впоследствии — контролирует работу и не допускает перегрев. Так, замена термостата потребуется в случае возникновения любой неисправности — когда термостат не открывается и когда он не закрывается.

Кроме указанных выше инструментов, для поведения такой операции, как замена термостата, вам потребуется ключ на 13, шестигранный ключ на 4. Что касается слива антифриза, то для этого необходимо взять емкость, желательно пятилитровую и двухметровый шланг.

Последовательность замены термостата

Итак, замена термостата выполняется в такой последовательности:

  • необходимо произвести слив охлаждающей жидкости из системы охлаждения. Кстати, замена радиатора отопителя также потребует этой операции, как и любое другое вмешательство в работу охлаждающей системы. Здесь вам потребуется чистая пятилитровая емкость, указанные выше ключи и шланг. Внизу с левой стороны нужно отвернуть пробку, которая имеет вид пластмассового барашка — так что никакие инструменты для ее откручивания не понадобятся, это легко сделать рукой. Шланг одним концом опускается в емкость, после чего второй конец быстро подносится к сливному отверстию. Затем понадобится какое-то время для того, чтобы вся жидкость из радиатора вытекла. После того, как поток жидкости иссякнет, шланг можно убрать, а пробку поставить на место,
  • на ВАЗ 2106 — замена термостата нуждается еще и в сливе жидкости с блока двигателя. Пробка в данном случае находится справа внизу. Для откручивания вам потребуется ключ на 13. Сливать охлаждающую жидкость необходимо так же, как описано выше. Слитую жидкость можно будет снова использовать, если только в нет не очевидных загрязнений,
  • необходимо осуществить снятие крышки термостата. Место его расположения — справа на блоке ДВС над коробкой передач. Для снятие потребуется открутить три болта с помощью шестигранного ключа на 4, затем ослабить два хомута на патрубках, а впоследствии — отсоединить крышку от патрубков. Вместе с крышкой извлечется и элемент термостата, который нуждается в замене,
  • для удаления неисправной части из крышки на нее следует немного надавить и провернуть. Под действием пружины термостат выйдет из крепления. Элемент подлежит замене на новый, после чего термостат собирается в обратной последовательности. Также подлежит установке новое уплотнительное кольцо между крышкой термостата и его корпусом. Место соединения деталей следует дополнительно пройти герметиком. С его помощью также следует обработать и концы патрубков, которые будут присоединяться к крышке. Патрубки присоединяются к крышке и фиксируются ранее снятыми тремя хомутами,
  • необходимо осуществить заливку охлаждающей жидкости, учитывая все существующие для такой операции рекомендации. После этого можно производить запуск двигателя,
  • любая операция, в том числе и замена термостата также, как и ремонт печки на ВАЗ 2110 требует контроля по завершении работ. Правильная работа термостата проверяется следующим образом: двигатель следует прогреть до температуры восемьдесят пять — девяносто градусов, после чего потрогать патрубок. Получается, что в момент открытия большого контура патрубок должен быть горячим.

Понятно, что ремонт на ВАЗ 2110 может осуществляться как самим водителем, так и в специализированной мастерской.

Определение работоспособности термостата

Для того, чтобы определить, работает ли данная деталь не обязательно даже знать где находится термостат. Достаточно просто прогреть двигатель, но не доводить его температуру до красной линии. Затем мотор следует выключить и открыть капот, отыскать там верхний и нижний шланги радиатора. Достаточно просто дотронуться до них. Если один шланг окажется горячим, тогда как другой остается холодным, скорее всего клапан термостата при работе мотора так и не открылся, а значит, он не работоспособен и нуждается в срочной замене. Схема термостата довольно проста, устройство дешевое, поэтому пытаться его ремонтировать нет смысла – поменять гораздо проще.

Схема, элементы системы охлаждения и их работа

Основные элементы, из которых состоит схема системы охлаждения двигателя, встречаются и схожи у разных типов моторов: инжекторных, дизельных и карбюраторных.

Общая схема жидкостной системы охлаждения двигателя

Жидкостное охлаждение мотора дает возможность в равной мере забирать тепло со всех узлов и деталей двигателя не зависимо от степени тепловой нагрузки. Двигатель с использованием водяного охлаждения создает меньше шума, чем двигатель с воздушным охлаждением, обладает большей скоростью прогрева при пуске.

Система охлаждения двигателя содержит следующие детали и элементы:

  • рубашка охлаждения (водяная рубашка);
  • радиатор;
  • вентилятор;
  • термостат;
  • жидкостный насос (помпа);
  • расширительный бачок;
  • соединительные патрубки и сливные краны;
  • отопитель салона.
  • Рубашкой охлаждения («водяной рубашкой») принято считать сообщающиеся между двойными стенками полости в тех местах, где наиболее нужен вывод избыточного тепла.
  • Радиатор. Предназначен для рассеивания тепла в окружающую атмосферу. Он конструктивно состоит из множества изогнутых трубочек с дополнительными ребрами для увеличения теплоотдачи.
  • Вентилятор, включающийся электромагнитной, реже гидравлической муфтой, при срабатывании температурного датчика охлаждающей жидкости усиливает набегающий на авто воздушный поток. Вентиляторы с “классическим” (постоянно включенным) ременным приводом встречаются в наши дни редко, в основном, на старых автомобилях.
  • Центробежный жидкостный насос (помпа) в системе охлаждения обеспечивает постоянную циркуляцию охлаждающей жидкости. Привод помпы чаще всего реализован с помощью ремня или шестерней. Двигатели с турбонаддувом и с непосредственным впрыском топлива, как правило, снабжены дополнительной помпой.
  • Термостат – главный узел, регулирующий потоки охлаждающей жидкости, устанавливается обычно между входным патрубком радиатора и «водяной рубашкой» двигателя, конструктивно выполнен в виде биметаллического или электронного клапана. Назначение термостата – поддержание заданного рабочего температурного диапазона охлаждающей жидкости при всех режимах работы двигателя.
  • Радиатор отопителя очень похож на радиатор системы охлаждения меньших размеров и расположен в салоне авто. Принципиальное отличие состоит в том, что радиатор отопителя передает тепло в салон, а радиатор системы охлаждения – в окружающую среду.

Принцип работы

Принцип работы жидкостного охлаждения двигателя состоит в следующем: цилиндры окружены «водяной рубашкой» из охлаждающей жидкости, отбирающей лишнее тепло и переносящей его к радиатору, откуда оно передается в атмосферу. Жидкость, непрерывно циркулируя, обеспечивает оптимальную температуру двигателя.

Принцип работы системы охлаждения двигателя

Охлаждающие жидкости – антифризы, тосол и вода – в процессе эксплуатации образуют осадок и накипи, нарушающие нормальную работу всей системы.

Вода не бывает химически чистой в принципе (за исключением дистиллированной) – в ней содержатся примеси, соли и всевозможные агрессивные соединения. При повышенной температуре они выпадают в осадок и образуют накипь.

В отличие от воды антифризы не создают накипи, но в процессе эксплуатации разлагаются, а продукты распада отрицательным образом сказываются на работе механизмов: на внутренних поверхностях металлических элементов появляется коррозионный налет и наслоения органических веществ.

Кроме этого, в систему охлаждения могут попадать различные посторонние загрязняющие субстанции: масло, моющие средства или пыль. Также могут попасть и специальные герметики, используемые для аварийной заделки повреждений в радиаторах.

Все эти загрязнения оседают на внутренних поверхностях узлов и агрегатов. Они характеризуются плохой теплопроводностью и забивают тонкие трубки и соты радиатора, нарушая эффективную работу системы охлаждения, что приводит к перегреву двигателя.

Видео о том, как устроено охлаждение мотора, принцип работы и неисправности

Ещё кое-что полезное для Вас:

  • Плохо греет печка в салоне, причины, что делать и профилактика
  • Почему двигатель автомобиля не заводится: как найти причину
  • Радиатор охлаждения двигателя: устройство и принцип работы

Народные методы очистки радиатора охлаждения двигателя

Реферат Система охлаждения двигателя ВАЗ 2108Похожие работы

Народные умельцы рекомендуют, чтобы промыть радиатор, использовать:

  • средства для борьбы с накипью стиральных машин
  • каустическую соду
  • средства для очистки молоководов
  • молочную сыворотку
  • средства для очистки канализационных труб
  • кока-колу

Очистка двигателя в таком случае посредственная, а повреждения двигателя, которые можно получить, очищая таким образом радиатор, не стоят сэкономленных средств.

Решая вопрос, как промыть радиатор охлаждения двигателя, не снимая, автовладелец должен учитывать степень загрязнения радиатора своего автомобиля, доступный бюджет и здравый смысл, чтобы не навредить своему железному коню.

Я думаю многие сталкивались с закипанием двигателя. К сожалению причин для перегрева хватает. Это может быть пробитый радиатор, порванный патрубок, в следствии чего вытекла вся охлаждающая жидкость. Но иногда причина кроется гораздо глубже. В данной статье мы постараемся рассмотреть как можно больше вариантов причин перегрева мотора.

Итак, начнем. В первой части нашей статьи будут рассматриваться причины, которые не связанны с проблемой работы и целостности самого двигателя.

Не работает термостат. Термостат может залечь в закрытом положении и отказываться открываться, или же не открываться до конца. Как узнать, что это он?

Находим верхний и нижний патрубки, идущие к радиатору. Прогреваем движок до рабочей температуры(80-90) и аккуратно пробуем шланги. Если один шланг горячий, а другой холодный, то вероятно термостат не открылся. Что бы убедиться в неработоспособности термостата, можно прокипятить его. Обычно температура открытия указана на самом термостате, или же в «умной книжке» по эксплуатации автомобиля. Но в любом случае термостат должен начать открываться на 70-90 градусов, в зависимости от его рабочей температуры, и быть полностью открытым перед самим закипанием воды. Так же при открытии термостата, температура жидкости обычно немного понижается, что можно заметить по датчику температуры. Стоимость термостата обычно варьируется от 100-300 на российские машины и 300 и более на зарубежные.

Забит радиатор.

Радиатор должен охлаждать жидкость потоком воздуха. Но так случается, что радиатор забивается. Забиться он может как внутри (из-за попадания и скопления всякой пакости от воды или повреждения прокладки ГБЦ или лопнувшей рубашки, про что можно прочитать в следующей статье), так и снаружи.

Радиатор забит внутри. Как это узнать? Есть несколько способов: Завести и прогреть двигатель до температуры в 80-90 градусов. Заглушить его и рукой потрогать радиатор. Он должен быть равномерно прогретый. Если чувствуется холодная зона, значит в этом месте радиатор забит. Можно понаблюдать за патрубками, идущими от радиатора. Если радиатор достаточно сильно забит, то нижний патрубок, через который помпа перекачивает жидкость в двигатель, должен сжаться и на ощупь быть холоднее верхнего патрубка, который к тому же будет на ощупь значительно твердым из-за избыточного давления

Важно знать, что на многих автомобилях охлаждающая жидкость всасывается через верхний патрубок. Я думаю не стоит объяснять, что в таком случае надо делать

Если так случилось, то можно прогреть двигатель до рабочей температуры и открутив нижний патрубок с радиатора, слить жидкость. Обычно хватает последующей промывки из шланга, но случается так, что нужно снимать радиатор, наливать кипящую воду. Предварительно нужно закупорить все отверстия, кроме горловины. Далее закрываем пробкой и трясем минут 5-10, или пока руки не устанут. Выливаем воду и промываем. В идеале, я включал компрессор для отбойных молотков и продувал им. Только так смог вычистить. Если при промывке были замечены куски свернувшегося масла, вылетевшего из радиатора, то следует задуматься о целостности прокладки ГБЦ и блока цилиндров.

Радиатор забит снаружи. Как определить? Да очень просто. достаточно посмотреть на него. Возможно его забило пухом или мошками. Может быть старые соты погнили и начали обламываться, забивая пространство для потоков воздуха. Как быть? Если радиатор сильно прогнил, то целесообразней возможно будет купить новый. Если же виноваты мошки, то его можно продуть компрессором. Главное не подносить слишком близко, иначе можно помять соты напором воздуха. Напоследок можно промыть горячей водой и еще раз продуть

Конечно же хочу обратить внимание на целостность радиатора. Необходимо удостовериться в том, что он нигде не течет

Я думаю мало кому хотелось бы стоять на трассе без охлаждающей жидкости.

Важно знать, что сильно изогнутые патрубки – это и есть причина перегрева!

Совет: всегда следите за температурой охлаждающей жидкости. И заливайте только хороший и качественный тосол или антифриз.

Интерактивная схема системы охлаждения двигателя

Наведите мышку на картинку, чтобы она стала интерактивной.

Зачем нужна система охлаждения двигателя уже можно догадаться из названия – работая, двигатель нагревается и охлаждается через радиатор. Это вкратце. На самом деле, задача системы охлаждения двигателя поддерживать его температуру в определенном диапазоне (85-100 градусов), называемом рабочей температурой. При рабочей температуре мотор работает максимально эффективно и безопасно.

Большой и малый круг системы охлаждения двигателя

После запуска, двигатель должен как можно быстрее достичь рабочей температуры. Для этого система охлаждения поделена на две части – малый круг и большой круг обращения. По малому кругу охлаждающая жидкость циркулирует максимально близко к цилиндрам и, соответственно максимально быстро нагревается. Как только она прогревается до наивысшей рабочей температуры, открывается клапан и жидкость уходит на большой круг, где не дает двигателю перегреться. Задача малого круга сохранить рабочую температуру, а большого — отвести лишнее тепло.

Печка как часть системы охлаждения двигателя

Приятно, когда салон быстро прогревается, а ведь это происходит потому, что печка это часть малого круга обращения. Через шланги жидкость уходит на радиатор печки и возвращается обратно. Что это значит? Чтобы печка начала дуть теплый воздух быстрее, ее надо включать тогда, когда согреется двигатель.

Термостат и помпа

Помпа и термостат системы охлаждения

Итак, мы выяснили, что двигатель не перегревается благодаря циркуляции ОЖ. Но что заставляет жидкость двигаться? Ответ – помпа. Это такой специальный насос, который приводится в движение двигателем через ремень, но бывают помпы и с электромотором. Основные неисправности помпы связанные с течью сквозь дренажное отверстие и износом подшипника (сопровождается писком). Также бывают помпы с пластиковой крыльчаткой, которая разъедается от некачественного антифриза.

Термостат, этот самый клапан, который открывается при нагреве ОЖ и пускает ее по большому кругу. Состоит из цилиндра с веществом, которые расширяется при нагреве; достигнув определенной температуры, оно выдавливает шток и открывает клапан. Остыв, шток втягивается, а клапан закрывается.

Радиатор и расширительный бачок системы охлаждения двигателя

Радиатор является частью большого круга и устанавливается впереди автомобиля. В нем циркулирует жидкость, которая охлаждается встречным воздухом и вентилятором.

Вентилятор работает на всасывание, чтобы не препятствовать встречному потоку воздуха.

Крышка радиатора поддерживает давление в системе охлаждения. В ней есть клапан, который открывается, когда давление превышает рабочее, и стравливает лишнюю жидкость по шлангу в расширительный бачок.

Расширительный бачок нужен, чтобы сохранить жидкость, нужную для охлаждения. Когда антифриз в расширительном бачке охладится, он вернется по шлангу обратно в радиатор, исключая попадание воздуха. Есть совмещенные бачки с клапанной крышкой.

Вот как устроена система охлаждения двигателя. Среди основных проблем связанных с этой системой стоит выделить:

течь – может появиться везде, от каналов блока до расширительного бачка;

Основная причина – избыточное давление из-за неисправной крышки радиатора/расш. бачка

  • перегрев – возникает неожиданно, но паниковать не стоит. Лучше включить печку на полную, врубив высшую скорость, прекратить движение накатом и заглушить двигатель.

Не производить никаких действий пока система не остыла.

Основные причины – вытекла вся ОЖ в системе, отказал вентилятор, забит радиатор, вышел из строя термостат или помпа.

Основные причины – отсутствие антифриза, сломался термостат в открытом положении.

Залипание клапана термостата

Это устройство отвечает за перенаправление потока ОЖ с малого на большой круг. Делается это для ускорения прогрева силового агрегата до рабочей температуры (за счёт того, что антифриз не поступает в головной радиатор, циркулируя из двигателя к печке и назад). Из-за старости и загрязнений шток клапана термостата начинает заедать, что и приводит к нарушению работоспособности прибора, а, следовательно, и к нарушениям режима работы системы охлаждения. Определить эту неисправность можно из моторного отсека, просто оценивая температуру патрубка, ведущего к радиатору: он должен оставаться холодным, пока двигатель не выйдет на рабочий режим, и только после этого быстро прогреется. Если он начнёт нагреваться сразу после запуска мотора, или останется холодным после включения вентилятор – его нужно менять (термостат не поддаётся ремонту). Процедура его демонтажа происходит в таком порядке:

  • сливается тосол посредством откручивания пробки на блоке цилиндров (не на радиаторе!);
  • ослабляется хомут крепления патрубка, идущего к крышке термостата;
  • снимается сама трубка;
  • откручиваются болты крепления крышки термостата;
  • неисправный термостат извлекается вместе с уплотнительным кольцом;
  • посадочное место тщательно зачищается;
  • устанавливается новый термостат вместе с прокладкой;
  • все остальные операции выполняются в обратной последовательности.

После долива ОЖ следует убедиться в отсутствии протеканий на запущенном моторе, а также в работоспособности устройства.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]