Что такое сайлентблоки?
Эта деталь представляет собой шарнир, который состоит из двух металлических втулок, пространство между ними заполнено резиной. Есть модели сайлентблоков, у которых отсутствует внешняя металлическая оболочка. Этот шарнир соединяет между собой детали подвески. При движении автомобиля по дороге в деталях подвески возникают колебания, которые гасятся резиновыми вставками сайлентблоков. Такие шарниры устанавливают на переднюю и заднюю подвески транспортных средств.
Кроме этого с их помощью выполняют крепление коробки передач к кузову автомобиля. Также с их помощью устанавливают амортизаторы. Деталь на первый взгляд кажется простой, но от неё зависит управляемость машины, комфортность поездок, безопасность водителя и пассажиров. Упругая вставка этого узла может быть изготовлена из резины или полиуретана. Нагрузка на эти детали при движении автомобиля большая, поэтому за их состоянием необходим контроль при выполнении технического обслуживания.
Сайлентблоки: виды и особенности
Главным элементом подвески любого автомобиля являются сайлентблоки, назначение которых – обеспечения мягкого и комфортного передвижения и уменьшение шума. Наличие этой запчасти позволяет снизить ударные нагрузки, которые приходятся на автомобильный кузов.
Конструкция достаточно простая, она состоит из двух прочных втулок из металла и упругой вставки. Вставка бывает резиновой или полиуретановой и обеспечивает смягчение ударов.
Сайлентблоки постоянно испытывают большие нагрузки и подвергаются износу, поэтому важно внимательно следить за их состоянием.
В автомобиле сайлентблоки бывают для рычагов передней и задней подвески, штанг, реактивных тяг, стабилизаторов и подрамников. В основном, выходит из строя сайлентблок переднего рычага и подвески, так как основная часть нагрузок приходится именно на них.
При интенсивной эксплуатации транспортного средства и передвижении по качественным дорогам рекомендуется менять деталь каждые 100 тысяч километров пробега. Стоит отметить, что полиуретан без цвета, а красители добавляют для упрощенного определения твердости.
Сайлентблоки из полиуретана бывают плавающими, но у автомобилистов мнения о их преимуществах расходятся.
Что за материал полиуретан?
Многие специалисты с большой уверенностью заявляют о том, что полиуретан является материалом с большим будущим. Он может успешно работать не только в обычных условиях, ему совсем нестрашны экстремальные условия.
Несколько слов о свойствах этого материала
В основе полиуретана используют два различных вида сырья. Для его изготовления берут синтетические материалы полиол, изоцианат. Он входит в группу полиэфир-полиолов, а это значит, что его техническая характеристика целиком зависит от его молекулярной структуры. Полиуретан наделён высокой упругостью, что позволяет при растяжении, изгибе, других видах деформации, возвращаться в исходное состояние. Получить такие свойства ему помогли различные добавки. Материал может находиться в разном состоянии:
- Вязкая жидкость.
- Мягкая резина.
- Твердый пластик.
Эластичность материала также может иметь состояние от очень низкого до высокого. Полиуретан не меняет своего состояния от воздействия низких или высоких температур. Ему не страшны механические воздействия. Материалу не страшно воздействие химических растворов, технических жидкостей, моторного масла, ультрафиолетового излучения. Его используют при изготовлении летательных аппаратов, строительстве различных объектов, изготовлении гидравлических систем.
Технические показатели
Великолепные технические данные этого материала сделали его приемлемым для использования его во многих отраслях промышленности, где характеристики применяемого изделия должны быть стойкими к износу, иметь хорошую сопротивляемость, способность работать в агрессивной среде, стойкость при работе в условиях низких или высоких температур в зоне использования или агрессивной среде.
- плотность материала находится в пределах 30–300 кг/м3;
- показатели твердости (шкала Щора А, Д) равны 50–98 единиц. Материал можно использовать для узлов с высокими механическими нагрузками;
- интервал рабочих температур находится в зоне от ‑600С до +800С. В некоторых случаях при кратковременном использовании температура может быть до 1400С;
- предел прочности может достигать предел в 50 Мпа;
- хороший диэлектрик;
- малая плотность материала делает его массу значительно ниже против аналогов из другого материала;
- высокая стойкость к воздействию озона;
- имеется возможность программирования коэффициента трения.
Нельзя отметить наличие некоторых недостатков. К ним относят:
- Не пропускает воздух, что исключает его использование для обувной промышленности.
- Вспененные детали усаживаются, сложно нанести рисунок высокой четкости.
- При длительном нахождении в зоне низких температур становится хрупким, слишком твердым.
- Плохо сопротивляется при скручивании.
- Практически невозможно вторично переработать изделия из полиуретана.
Что такое сайлентблок и как он работает?
Для сравнительной оценки резины и ПУ важно понимать принцип действия элемента. Применяемый в подвеске автомобиля сайлентблок представляет собой «сухой» шарнир, состоящий из 3 частей:
- внутренняя стальная втулка с толстыми стенками;
- наружная металлическая оболочка;
- пространство между ними заполнено эластичным материалом (эластомером).
Примечание: Шарнир называется сухим, потому что функционирует без использования смазки.
Передние, а иногда и задние колеса машины крепятся к кузову посредством системы стойка – рычаг. Чтобы поглощать колебания от неровностей, последний должен поворачиваться на своей оси, что и обеспечивают сайлентблоки. Их внешняя оболочка запрессовывается в тело рычага, а внутренняя втулка надевается на ось и зажимается с обеих сторон гайками. То есть, металлические части шарнира намертво закреплены и не поворачиваются в процессе движения авто.
Благодаря такому способу крепления деталь выполняет 2 задачи:
- Основная – обеспечить движение рычага на оси без трения и всякой смазки. В этом и заключается принцип действия сайлентблока – наружная и внутренняя втулка способны поворачиваться друг относительно друга только за счет эластичности материала, вставленного между ними.
- Вторичная – смягчать и отражать мелкие удары по подвеске, чтобы они не передавались на руль. Здесь тоже главную роль играют свойства эластомера.
Статья в тему: 2009-mercedes-benz-sl-class-studio-front-section-top
На данный момент для изготовления средней части шарнира используется полиуретан или резина, сделанная из синтетического каучука. Последняя надежно приваривается к металлическим частям элемента способом вулканизации. Эластомер, сделанный из ПУ, запрессовывается и защемляется между стальными оболочками, что не дает ему провернуться на втулке.
Назначение сайлентблоков и почему они выходят из строя
Шарнир, сочетающий в себе резиновую вставку и одну или две металлические обоймы, представляет собой сайлентблок. На автомобилях его устанавливают для гашения осевых, радиальных, карданных и иных колебаний. Этим обеспечивается высокая подвижность в узлах передней или задней подвески, этим компенсируются возникающие колебания или вибрация. В зависимости от вида подвески, где установлен этот узел, он может иметь две или только одну внутреннюю металлические обоймы.
Производители гарантируют пробег сайлентблоков примерно 100 000 тыс. км. Реально срок службы может быть несколько меньше, он зависит от многих факторов:
- Условия эксплуатации.
- Степень загруженности подвески автомобиля.
- Работа в условиях низких температур с резким переходом в зону высоких.
- Возможный контакт с агрессивными химическими реагентами.
- Повреждения от механического воздействия.
Ускоряет процесс износа нарушение герметичности узла, что способствует проникновению влаги, грязи, химических элементов после обработки дорожного покрытия. Изменения в худшую сторону работы сайлентблоков подвески после этого проявятся в скором времени. Вода при низких температурах начинает расширяться, разрывать резину. Также ускоряются процесс коррозии на металлических втулках узлов. О том, что приближается срок замены проблемных деталей сообщают такие симптомы:
- Появление ранее не слышимых стуков.
- Изменяется в худшую сторону управляемость автомобиля.
- Шины изнашиваются неравномерно.
- Появление вибрации в салоне машины.
При появлении даже одного из перечисленных признаков, владельцу транспортного средства следует обратить внимание на состояние узлов подвески, в том числе сайлентблоков.
Какие сайлентблоки лучше резиновые или полиуретановые
Некоторое время назад вопрос выбора видов сайлентблоков у владельцев автомобилей не возникал вовсе. Промышленность предлагала всего один тип этих узлов, упругим элементом которых является резина. Именно эта часть детали наиболее часто выходит из строя. Ведущие производители автомобильных запчастей ведут постоянный поиск материалов для замены резины в узлах подвески на более качественные и долговечные. Одним из таких материалов является полиуретан.
Большинство автолюбителей предпочитают использовать привычные, используемые длительное время изделия с уже хорошо зарекомендовавшей себя резиной. Торговые сети предлагают их в большом количестве от разных производителей. Практически все автомобили, которые сходят с конвейера, имеют сайлентблоки с резиновым упругим элементом. Водители с большим опытом использования машины предпочитают изделия именно с резиной в изделии.
Появление всего нового всегда принимается с опаской, недоверием, это в полной мере относится и к автомобильной промышленности. Появление полиуретана в качестве упругого элемента в деталях подвески транспортных средств в среде автолюбителей встречено с некоторым недоверием. В различных источниках можно встретить как положительные, так и отрицательные высказывания водителей об новых изделиях. Чтобы остановить свой выбор на том или ином типе изделия, следует учитывать регион использования транспортного средства.
Известны случаи, когда застывший от низкой температуры полиуретан проворачивался в металлических втулках. С резиновым упругим элементом таких фактов не замечено. Также специалисты отмечают, что полиуретан не подходит для подвески, у которой рычаги имеют большой ход. В таком случае эластичности материала может оказаться недостаточно для поворота на большой угол, подвеска начнет скрипеть.
Полиуретановые и резиновые сайлентблоки: плюсы, минусы, сравнение
Там, где дороги оставляют желать лучшего (как в России, например), всегда возникали проблемы с подвеской. С таким неудобством по-сути ничего не сделать, остаётся только надеяться, что ходовая часть выдержит. Об одной детали поговорим сегодня. Сайлентблоки – резинометаллическая деталь ходовой части, смягчает силу ударной волны от колес к оси (работает в роли амортизатора). Благодаря этой детали смягчается езда по неровностям.
Появляются новые виды По мере того, как развивался автопром, а дороги оставались все такими же, появились другие виды сайлентблоков. Например, полиуретановые сайленты, пришедшие, как альтернативный вариант резиновым.
Прогресс не стоит на месте и постоянно появляются аналоги классических резиновых сайлентов. Одним из которых и является полиуретан. По поводу его использования существуют расхожие мнения. В этой статье вы увидите все плюсы и минусы полиуретановых блоков, тогда уже сможете принять решение о покупке, а также подведем итоги.
О полиуретановом сайлентблоке
Скажем о том, откуда пошли полиуретановые сайленты. Популярны (а также, возможно, изобретены) они в России, так как именно в России обычная резина лопается и приходит в негодность из-за чрезмерных нагрузок. Как правило, лопается она в срок два раза быстрее положенного.
Оригиналы по цене довольно дорогие, и это если речь идёт об отечественном автопроме, а цены сайлентов на иномарки – это отдельная история.
Полиуретановые сайлентблоки более прочны и выносливы, хорошо выдерживают высокие нагрузки. Из этого следует, что прослужит она больше, а это выливается в экономию. Однако, может возникнуть вопрос, стоит ли игра свеч? Все ли так хорошо?
На первый взгляд кажется, что экономия на лицо, они довольно крепкие и выносливые. Однако, за это приходится жертвовать комфортом. Это, кстати, одна из причин, по которой автомобилисты недолюбливают полиуретан.
Полиуретановые сайлентблоки делают подвеску более жёсткой. Если до этого ваш автомобиль и без того давал прочувствовать все ямы и ухабы, то с установкой новых сайлентов из этого материала, все может стать ещё хуже.
А вот на мягких подвесках (в автомобилях бизнес-класса), дискомфорт будет не таким четким. Дело в том, что подвеска и так не доставляет дискомфорта, смягчая удары, то с установкой полиуретана ситуация не должна измениться.
Плюсы полиуретановых сайлентблоков Давайте рассмотрим преимущества полиуретановых сайлентов. Все эти преимущества будут с точки зрения сравнения с сайлентами из резины:
• Лучше устойчивы к нагрузкам;
• Делает подвеску более жёсткой, собирая ее (в некоторых случаях это может вылиться в улучшение управляемости и манёвренности);
• Более долгий срок службы;
• Устойчивость к перепадам температур (резина может не выдержать и рассыпаться/засохнуть в зависимости от температуры);
• Устойчивость к химическим веществам, реагентам и нефтепродуктам (все это разрушает природную резину);
Теперь разберемся с минусами этих блоков: • Жёсткость*;
• Стоимость**;
• Недопустимо скручивание***.
Итак давайте разберемся с минусами подробнее.
*Жёсткость – это может быть как плюсом, так и минусом. На автомобилях с жёсткой подвеской последняя станет ещё более жёсткой, что скажется на комфорте вождения. Чётче станут ощущаться ухабы и неровности. Повышенная жесткость также может быть бесполезной тем, что не смягчит удары. Все это может негативно сказаться на кузовных деталях, деталях ходовой части.
**Стоимость – зачастую они в несколько раз дороже резиновых блоков (подделки тоже дороже, но при этом прослужить могут меньше, чем оригиналы). Однако, в любом случае они будут лучше резиновых, остаётся только понять целесообразность и экономичность покупки.
***Скручивание недопустимо на полиуретане, даже учитывая, что он прочный и выдерживает высокие нагрузки. Однако, при определенных движениях рычага, СБ может слишком прокручиваться.
Когда полиуретан не нужен Полиуретановые сайлентблоки будут бесполезной тратой денег в случае, если ваш автомобиль имеет жёсткую подвеску и вы не хотите чувствовать лишний дискомфорт при вождении. Также более жёсткие сайленты могут обтирать более мягкие детали ходовой части, поэтому надо смотреть на жесткость. Также, смотрите на стоимость, если нет лишних денег – лучше не тратиться.
Итоги: Полиуретан – это хороший материал, который может использоваться в сайлентблоках, благодаря его свойствам. Однако, не рекомендуем сразу же бежать и покупать их, заменяя резину. Помните о всех минусах и плюсах этих двух видов сайлентов, и уже тогда смотрите, стоит ли оно того. В первую очередь смотрите на цену и на то, какая подвеска у вашего авто.
Также напоминаем, что полиуретан не обязательно прослужит намного дольше, все зависит от индивидуальных особенностей эксплуатации, а также от фирмы изготовителя.
Заменить сайлентблоки любого типа на вашем автомобиле вы всегда можете в любом из наших сервисов.
Стоит ли ставить полиуретановые сайлентблоки?
Такой вопрос возникает при замене изношенных деталей подвески. Однозначно сказать «да» или «нет» не так просто. Привлекает автовладельцев высокая износостойкость полиуретана, пугает стоимость, которая выше против изделий с резиновым упругим элементом сайлентблоков. Далее, на выбор типа узла подвески влияет регион эксплуатации машины, условия вождения, состояние дорог, тип автомобиля. Полиуретан для разных водителей может оказать разное впечатление. Одному владельцу машины он придется впору, так как подвеска станет жестче, управление машиной проще, появится стабильность при вхождении в повороты.
Другим водителям нравится более мягкая подвеска, высокая комфортность при длительных поездках, даже в условиях дорожного полотна не совсем высокого качества. Если автомобиль эксплуатируется в районах с низкими температурами в зимнее время, предпочтение следует отдавать изделиям с резиновым упругим элементом в сайлентблоке. Если владелец желает значительно повысить ресурс ходовой части, свой выбор он должен остановить на изделиях из полиуретана.
Плюсы и минусы полиуретановых сайлентблоков
Прежде чем остановить свой выбор на том или ином типе сайлентблоков (с резиновым или полиуретановым упругим элементом) следует самым внимательным образом изучить техническую характеристику изделий, отзывы специалистов, водителей. Полиуретан в изделиях узлов подвески имеет свои достоинства и недостатки. К плюсам можно отнести такие факты:
- При использовании полиуретана подвеска становится более жесткой, точнее, движение машины становится более устойчивым.
- Срок службы полиуретана значительно больше даже качественной резины.
- Полиуретан не боится воздействия агрессивной химической среды, моторного масла, технических жидкостей.
На этом достоинства заканчиваются. К недостаткам относят следующее:
- Высокая жесткость снижает комфортность поездок.
- В условиях низких температур замечены случаи, когда растрескивался полиуретан.
- Металлические втулки быстрее изнашиваются в процессе эксплуатации автомобиля.
- Замечены случаи, когда материал отслаивался от металлических втулок.
Учитывая это, водитель должен остановить свой выбор на том или ином типе сайлентблоков.
Отличия полиуретановых втулок от резиновых
Детали изготовливают из различных материалов. Они имеют большой разброс физико-механических характеристик:
- Полиуретан – гетероцепные полимеры, макромолекула которых содержит незамещённую и/или замещённую уретановую группу.
- Резина – эластичное вещество, которое получают при вулканизации каучука (натурального или синтетического) с добавлением серы. В зависимости от концентрации последней, оно разделяется на мягкое, полутвёрдое и твёрдое.
Химическая промышленность позволяет варьировать состав для получения нужных качеств материалов. Показатель механической жесткости – твердость, которая бывает широкого диапазона. Измеряют её прибором Дюрометром методом Шора. Для этого в деталь вдавливают специальный индентор и определяют глубину проникновения – чем она больше, тем твердость меньше. Величина ее для полиуретана находится в пределах от 45 до 95 единиц Шора по шкале А.