Журнал «Движок» продолжает испытывать на прочность автомобильные запчасти. На этот раз мы решили проверить рулевые наконечники для одной из самых популярных машин российского рынка — Renault Logan первого поколения. Для этого мы закупили оригинальный наконечник Renault и десять аналогов разных ценовых категорий. О том, что из этого вышло, читайте далее.
Итак, родной рулевой наконечник Renault с оригинальным номером 485202867R применяется не только на моделях Logan и Sandero, но и на отечественном аналоге румыно-французской машины в кузове универсал — Lada Largus. Добротная деталь сделана во Франции и имеет приличную цену: 1945 рублей.
В качестве аналогов были взяты запчасти следующих брендов:
Методика испытаний
В основе методики испытаний — ГОСТ Р 52433-2005 «Автомобильные транспортные средства. Шарниры шаровые. Технические требования и методы испытаний», который распространяет свое действие в том числе и на рулевые тяги с шаровыми шарнирами (рулевые наконечники).
Испытания, связанные с усилием вырыва и выдавливания, проводились приложением вертикальной нагрузки на универсальной машине растяжения-сжатия Р20 в лаборатории ООО «НПО „Талис“», там же прошли и испытания по проверке пыльников на морозостойкость.
Минимально допустимые значения силы вырыва и силы выдавливания пальца из корпуса шарнира указаны в приложении А к ГОСТу в зависимости от диаметра шарового пальца. В данном случае наши рулевые наконечники имеют два типоразмера пальцев (22 и 25 мм), поэтому согласно ГОСТу у них должны различаться минимально прилагаемые усилия. Правда, с точки зрения логики в рамках применяемости на одном и том же автомобиле это не совсем верно.
В диапазоне диаметров шара пальца от 21 до 24 мм минимальное усилие для вырыва составляет 1500 кгс, на выдавливание — 1900 кгс. Для шаров диаметром от 24 до 27 мм — 2000 и 2500 кгс соответственно. В комплекте с оригинальным шаровым наконечником не поставляется гайка для его крепления к поворотному кулаку, поэтому пришлось использовать мощную гайку от наконечника Moog.
Имея на руках оригинальную деталь, именно ее параметры мы будем считать эталонными, поскольку именно такие характеристики задал для своей машины завод-изготовитель. В данном случае мы видим, что при диаметре шара 22 мм усилие вырыва трехкратно превосходит допустимые значения, что является лучшим результатом среди всех протестированных образцов. А вот усилие выдавливания в точности соответствует ГОСТу, что легко объяснимо: рулевой наконечник испытывает минимальную нагрузку на выдавливание в реальных условиях движения, в отличие от нагрузки вырыва, когда, например, автомобиль попадает в яму и вектор удара направлен снизу вверх.
Результаты теста оказались неоднозначными. Во-первых, половина производителей неоригинальной продукции делает увеличенный на 3 мм диаметр шара, а это значит, что нормы ГОСТа для них будут повышены. Во-вторых, по непонятным причинам часть производителей, в отличие от оригинала Renault, показали обратную выносливость: при слабых показателях вырыва детали имеют двойную выдержку на выдавливание, что странно, поскольку рулевой наконечник почти не испытывает такой нагрузки. Так или иначе, места мы решили распределить по сумме заработанных баллов на вырыв и выдавливание, то есть по общему параметру прочности механизма.
Лидером замеров стал рулевой наконечник FAG: показатель вырыва в два с половиной раза превосходит ГОСТ, показатель выдавливания лучше вдвое. На втором месте деталь Swag, на третьем — Lynx. Третье место прокомментируем подробнее: дело в том, что наконечник Lynx показал рекордную нагрузку на вырыв в 5,3 тонны, после чего у детали срезало резьбу. Однако с учетом увеличенного диаметра шара коэффициент нагрузки (2,65) у запчасти оказался все равно ниже, чем у оригинала, который выдержал трехкратную перегрузку, при этом резьба осталась целой.
Оригинальный наконечник Renault формально на четвертом месте, но только по причине того, что параметр выдавливания в точности соответствуют ГОСТу, — делать эту характеристику более «выносливой» автопроизводитель не посчитал нужным.
У Zekkert при средних показателях оказался слабоват металл — уже при двукратной нагрузке на вырыв срезало резьбу.
Средне-стабильные показатели у CTR, Ashika и Fenox, что особенно удивительно для уважаемого бренда CTR, который регулярно побеждал в наших тестах. Ну а самые слабые — у Torque, Moog и Flennor. У первого при не самой сильной нагрузке погнуло металл, второй не прошел по ГОСТу по параметру выдавливания. Деталь Flennor при полуторакратном запасе прочности на выдавливание также не прошла по ГОСТу на силу вырыва, а значит, практически бесполезна.
Экскурс по брендам
Как показывает практика, оригинальные рулевые наконечники могут быть на голову выше аналогов, а могут и ничем существенно от них не отличаться. Дело в том, что европейские автоконцерны заказывают детали рулевого управления у производителей, которые выпускают продукцию и под своим именем. К примеру, если у вас автомобиль Volvo, Audi, Volkswagen или BMW, то на нем стоят рулевые наконечники Lemforder. Фактически, покупая фирменную запчасть в упаковке с именем данного производителя, вы покупаете все тот же оригинал, но по значительно более демократичной цене. На продукцию следующих компаний стоит обращать внимание в первую очередь:
- Lemforder (Германия) – как уже было сказано, качество оригинала по низкой цене;
- TRW (Германия) – компания известна тем, что продает довольно качественные запчасти по очень демократичным ценам. По качеству они уступают оригиналам;
- MOOG (США) – именитый производитель деталей подвески. Запчасти американского производителя стоят немало, но они на голову выше многих других аналогов. Опасайтесь подделок!
- Mapco (Германия) – производитель, которого незаслуженно обошли вниманием почти все автолюбители. По соотношению цена-качества его запчасти являются одними из лучших на рынке. Детали рулевого управления неплохо показывают себя на российских и украинских дорогах;
- Nakamoto (Тайвань) – предлагает отличные наконечники для автомобилей азиатского производства. Сегодня продукция тайской компании экспортируется в 50 стран мира, что является хорошим показателем;
- Febi (Германия) – производитель, собирающий не самые лестные отзывы. Однако в целом среднее качество запчастей и расходников компенсируется невероятно низкими ценами. Если вы ищете бюджетный наконечник и пыльник, то стоит обратить внимание на продукцию под именем Febi;
- CTR (Южная Корея) – еще один производитель, предлагающий недорогие детали рулевого механизма. При этом качество всех деталей очень высоко. Ситуацию омрачает огромное количество подделок, которые наводнили вторичный рынок автозапчастей.
Запчасти на audi 50
Запчасти на audi a6
Неплохие наконечники также предлагают фирмы Delphi (США), Wulf Gaertner Autoparts AG (Германия), GTR (Тайвань), SWAG (Германия). Последняя фирма предлагает самые бюджетные аналоги, качество которых рекорды явно не бьет.
Заморозка пыльников
По сложившемуся обычаю мы расширяем методику испытаний и проводим проверку заранее снятых резиновых пыльников рулевых наконечников на морозоустойчивость. Детали в течение суток выдерживаются при температуре –40 °С с последующей проверкой на потерю эластичности, так как наконечник гарантированно выйдет из строя при попадании внутрь шарнира песка, грязи и соли, которыми посыпают зимние дороги.
Кстати, отдельно стоит сказать, что только у оригинальной детали Renault и у пыльника компании СTR внутри заложены металлические кольца для обеспечения более плотного прилегания к шаровому пальцу, за что обоим можно добавить по баллу. У FAG защитный пыльник изготавливается из прозрачного полиуретана. У большинства производителей на пыльниках стоит маркировка CR, что свидетельствует о том, что данные чехлы изготовлены из хлоропреновой резины.
К нашему удивлению и чести производителей, температуру –40 оС успешно выдержали все испытуемые образцы, так что в большинстве регионов нашей страны погодные условия пыльники выдержат.
Однако мы решили подвергнуть запчасти экстремальным нагрузкам и понизили температуру до –50 °С. Такую цифру смогли выдержать только четыре детали — Renault, FAG, Lynx и Zekkert, которым мы присваиваем по дополнительному баллу. До последнего держался CTR, раскрывшись «розочкой», но не потеряв ни кусочка резины. Остальные пыльники рассыпались.
Как проверить состояние рулевого наконечника
Для произведения осмотра стоит загнать свой автомобиль на эстакаду или же смотровую яму. Вполне можно обойтись и использованием домкрата, если доступа к смотровой яме нет. Последовательность действий такая:
- Тряпкой очистите детали от грязи;
- Осмотрите места крепления;
- Внимательно осмотрите пыльник рулевого наконечника. Покрытый трещинами пыьник однозначно нужна менять;
- Попросите помощника прокрутить рулевое колесо и наблюдайте работу наконечника. Если он переместился по длине оси пальца на расстояние большее чем 1,5 миллиметра, то можно говорить о наличии люфта.
Если рулевой наконечник имеет люфт, то его нужно заменить как можно скорее. Пыльники являются расходными материалами , так что при наличии малейших повреждений их можно смело менять на новые.
Отметим также, что первичную диагностику можно проводить не только на приподнятом автомобиле, но и при снятых или вывешенных колесах . Это справедливо для проверки шаровых опор, стабилизатора и подшипников. Однако для получения полной картины все равно стоит внимательно осмотреть днище авто и элементов рулевого управления в частности.
Химический анализ металла
Завершающая часть испытаний по требованиям ГОСТа — проведение химического анализа и определение марки стали для шарового пальца. Для этого вырванные ранее пальцы из шарниров мы передали в аккредитованную лабораторию НПО «Завод „Волна“», которая имеет в своем распоряжении спектрометр ДФС-500 для распознавания количества каждого легирующего или ухудшающего свойства сплава элемента в составе стали.
Полученный результат показал, что практически во всех исследованных шаровых опорах рулевых наконечников используются конструкционные легированные стали в пределах 40Х с содержанием хрома около 1% и марганца в пределах 0,7%. Наконечники Lynx и Zekkert (единственные, у которых срезало резьбу) никаких отклонений в металле не показали, так же как и погнувшийся Torque. У шарового наконечника CTR шаровый палец изготовлен из стали 35ХМ — в состав сплава в качестве легирующих добавок помимо хрома и марганца добавлен молибден, который повышает прочность и сопротивляемость износу.
Рейтинг лучших фирм рулевых наконечников
Номинация | место | производитель | рейтинг |
Рейтинг лучших фирм рулевых наконечников | 1 | Lemforder | 5.0 |
2 | TRW | 4.9 | |
3 | MOOG | 4.8 | |
4 | DELPHI | 4.7 | |
5 | ZF PARTS | 4.6 | |
6 | QSTEN | 4.5 | |
7 | WEEN | 4.4 | |
8 | MASUMA | 4.3 | |
9 | FENOX | 4.2 | |
10 | HANS PRIES (TOPRAN) | 4.1 |
Lemforder
Бренд-упаковщик, выпускающий рулевые наконечники и тяги для конвейеров известнейших немецких автоконцернов: BMW, Mercedes-Benz и Volkswagen. Основное конкурентное преимущество бренда над другими заключается в факторе низкой цены, поскольку отказ от самостоятельного выпуска сделал из производящей компании квалифицированного и именитого посредника.
В оригинальных упаковках Lemforder на протяжении последних 4-5 лет встречаются запчасти южнокорейского производства от CTR, а также немецкие, но от компании Sachs, которая успевает работать и на себя, и снабжать детальем еще одного партнера по корпорации – Knecht. И если со статусом «упаковщика» многие преданные поклонники Lemforder смириться по-прежнему не могут, то вот с качеством новых деталей в старой коробке – уже нашли компромисс. Все потому, что они нисколько не потеряли в качестве относительно бывшего оригинала: средний пробег рулевого наконечника до появления критических люфтов даже на бюджетных автомобилях может достигать 100-150 тысяч километров, не говоря уже о премиальных вариантах. Как говорится, бренд «потерял свое лицо», но все же сумел выдержать марку.
Второе место в рейтинге производителей занимает компания TRW, известная в России под брендом Lucas. Производственные мощности этого гиганта из Германии (по крайней мере, для европейского сегмента), частично располагаются на родине и в Испании, что позволяет возлагать надежды на хорошие технические кондиции готового продукта с минимальным процентом брака при выходе с конвейера.
Как отмечают потребители, качество готовых рулевых наконечников (и рулевых тяг системы управления) от TRW часто уступает качеству оригинальных деталей, стоящих на авто с конвейера. Это касается не только европейских автомобилей: даже на японских и корейских флагманах «родные» наконечники, порой, выглядят куда более внушительно и ходят от 100 тысяч километров. Зато у продукции немецкой корпорации есть одно неоспоримое преимущество над оригиналами: она, как правило, обходится покупателем в несколько раз дешевле. А при учете того, что средний пробег на замененной детали до появления первых признаков неисправности может составить 70-80 тысяч километров, выгода оказывается более чем очевидной.
Третья строчка рейтинга достается компании MOOG – известнейшему американскому концерну, которых производит запчасти для систем управления и ходовой части автомобилей. До начала 2000-х годов данный производитель существовал отстраненно от рынков Европы и Азии – его приоритетом стала поддержка внутреннего американского автопроизводства. Немного позже ситуация начала приобретать иной вид: появилась потребность в известности, поскольку внутренний рынок начали заполнять конкуренты, в том числе и с других континентов.
Частично из-за позднего выхода на мир, частично из-за расположения производственных мощностей на территории США, MOOG продолжает позиционироваться достаточно дорогой фирмой. В связи с этим стандартные цены на рулевые наконечники остаются значительно выше среднерыночных. Однако из плюсы заключаются в соблюдении строгих стандартов качества и низком уровне брака (подделки не в счет). По словам сотен потребителей, технические кондиции заводских расходников позволяют преодолевать до 150 тысяч километров без явных признаков скорой поломки, что даже с учетом высокой цены часто оправдывает вложения. И, как это ни странно, MOOG можно назвать производителем самых качественных рулевых наконечников из первой тройки рейтинга, пусть и недостаточно высокая общая популярность вкупе с большим ценником не позволяет вывести его на первое место.
DELPHI
На четвертой строчке разместился ещё один представитель из США – крупная корпорация DELPHI со множеством дочерних предприятий и подразделений во всех точках земного шара. По отчетам большинства экспертов (равно как и по словам профессиональных пользователей), данный производитель относится к категории предпочитаемых, продукция которого расходится, в том числе, и по конвейерным линиям множества автоконцернов.
Главная проблема рулевых наконечников от DELPHI заключается в том, что их цена зачастую превосходит ценники оригинальных запчастей для определенных видов автомобилей. При этом нареканий к качеству нет: пыльники и манжеты всегда установлены на совесть, честно отрабатывают заявленные рабочие километры и подвергаются смене из доступных комплектующих. Как показали лабораторные испытания, средний пробег (при нормальных эксплуатационных условиях) может достигать 150 тысяч километров, что является отличным результатом. Но в реалиях российских дорог этот показатель следует делить пополам, равно как и отчетные показатели всех остальных конкурентов.
ZF PARTS
Пятое место ZF PARTS обусловлено сразу несколькими аспектами. Во-первых, данный бренд принадлежит той же корпорации, в которую входят компании Lemforder, BOGE и Sachs. Во-вторых, весь ассортимент ее рулевых наконечников – это результат работы вышеперечисленных сотрудничающих производителей (и упаковщиков).
Исходя из вышеописанных причин, запчасти от ZF Parts обладают «неровным» качеством, что приводит к смешанным отзывам пользователей и спорным заключениям от экспертов. В частности, многие подтверждают факт того, что на смешанных маршрутах ресурса наконечников может хватать всего на 20-25 тысяч километров при фактически заявленных 50-70. Вместе с тем отдельно взятые образцы действительно показывают базовые результаты. Вот только их процентное соотношение на рынке составляет примерно 70:30 не в пользу последних. Спасает положение фактор низкой цены: по аналогии с Lemforder ZF PARTS удерживает цены ниже уровня TRW и (уж тем более) MOOG, чтобы продукт стабильно раскупали в рознице.
QSTEN
Премиальный аналог запчастей от 555, заслуживший популярность отечественных пользователей работоспособностью в условиях плохих городских дорог и по пересеченной местности. Средний показатель пробега в режиме «город – бездорожье» составляет 47-52 тысячи километров, а все неисправности связаны исключительно с появлением люфтов в шарнире (излом по сечению стержня не происходит, поскольку все наконечники имеют массивную конструкцию).
Нейтральным показателем в отношении QSTEN можно считать уровень цен на товар: что-то продается дешевле, а что-то дороже рынка. А вот главный недостаток кроется в дефиците наконечников даже в интернет-магазинах. Нередки случаи, когда пользователям доступна покупка детали для установки только на левую или правую часть авто – вторую приходится либо долго ждать, либо искать по городским складам. Причем ситуация нисколько не меняется с течением времени. В связи с такими трудностями поиска присудим QSTEN шестое место рейтинга, даже несмотря на номинально хорошее качество продукта.
Седьмая строчка рейтинга и бельгийское качество, дополненное соответствующе высокой ценой и хорошими рабочими показателями. WEEN – премиальный и непопулярный бренд в России, выпускающий рулевые наконечники для европейского и японского сегмента автопроизводителей. Средний пробег, согласно лабораторным испытаниям, может варьироваться от 80 до 120 тысяч километров, с большой долей зависимости от условий эксплуатации. Естественно, что показать максимум на европейских автобанах будет гораздо проще, чем на отечественных дорогах, поэтому не удивляйтесь, если купленная деталь проходит на вашем авто не более 60 тысяч километров.
Главный аспект, не позволяющий WEEN выбиться на лидирующие строчки ТОПа лучших, заключается в невозможности прямой конкуренции с более раскрученными брендами Lemforder, TRW или MOOG. Возможно, в обозримом будущем, компания пересмотрит политику ценообразования, что позволит поднять популярность продукта в России. Пока же мы имеем очень хорошее качество изготовления с ценником значительно выше среднего по рынку. и как следствие, низкую популярность бренда у потребителей.
MASUMA
Японский производитель среднего ценового сегмента, набирающий популярность и ставший для отечественных пользователей альтернативой южнокорейской компании CTR. Основное предприятие Masuma располагается в Китае, откуда запчасти (в том числе и рулевые наконечники), поступают в том числе и на российский рынок.
В целом, сказать что-то негативное по этим деталям нельзя – литой металл, конечно же, грубоват, но на качество это влияет мало. Исключением может стать какая-нибудь воздушная пора, закравшаяся в отливку, которая спровоцирует разрушения стержня в поперечном сечении. Из отзывов был выявлен всего один такой случай, а все остальные относились к прорыву пыльника или люфтам. Примечательно, что для повышения надежности китайцы использовали очень действенный метод с постановкой 2 уплотнительных колец в шарнире. Этот конструктивный нюанс стал визитной карточкой серии наконечников от Masuma, и позволил продлить срок их службы в среднем до 50-60 тысяч километров.
FENOX
Противоречивый, но очень дешевый и географический близкий к России производитель Fenox врывается в десятку лучших нашего рейтинга. По предварительным оценкам, выдвинутым на основании отзывов пользователей, бренд показал себя значительно лучше «теряющего» в качестве CTR и малопопулярного Sidem. Что же сказать: белорусы понимают толк в доводке конструкции детали с целью повышения надежности и рабочего ресурса. На месте крепления пыльника вместе с посадкой с натягом была предусмотрена кольцевая выточка, которая исключает срыв этого самого пыльника в процессе эксплуатации. Что характерно, такой элемент присутствует практически на всех наконечниках Fenox.
Небольшим нюансом покупки запчастей от этого производителя является необходимость предварительного обслуживания перед установкой. Так, каждый второй пользователь рекомендует проводить замену заводской смазки, которая имеет свойство принимать гелеобразную форму при температуре ниже +5 градусов Цельсия. Вместе с ней средний пробег наконечника составляет 30 тысяч километров, в то время как ресурс обслуженных единиц стремится к 50 тысячам.
HANS PRIES (TOPRAN)
Hans Pires (бывший до недавнего времени брендом Topran) – это типичный упаковщик, склад которого располагается на территории Германии. Выделяется на фоне конкурентов двумя вещами:
- относительно легко достать комплектующие под данной торговой маркой даже на территории России (другое дело, что она не пользуется большой популярностью – это не Lemforder);
- цены на запчасти часто оказываются ниже рыночных.
Посредническая работа с продвижением своего бренда, конечно, очень выгодных ход. Но вместе с тем Hans Pires часто ассоциируется с большими рисками, которые зависят от различного качества (в данном случае) рулевых наконечников в упаковке. Владельцы торговой марки пользуются возможностью выкупать запчасти у малоизвестных японских, корейских, европейских и даже китайских предприятий. Естественно, на этом фоне случаются казусы вроде 4-5 тысяч километров пробега до выхода наконечника из строя. Случаев таких немного, но они все же есть. Зато цена демократичная.
Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Поломка автомобиля — ситуация распространенная и обыденная. Предотвратить ее не так просто, даже если внимательно следить за всеми узлами и агрегатами, вовремя проводить профилактическую работу.
Каждая машина имеет свои слабые стороны. В случае с ВАЗ 2110 к таковым можно отнести рулевые наконечники. Если не заменить их вовремя в случае повреждения, вы можете столкнуться с полным разрушением всего рулевого механизма. Вряд ли стоит говорить, какие финансовые потери вы при этом понесете.
Как они выглядят
Каков итог?
По сумме заработанных баллов первое место безоговорочно занимает рулевой наконечник FAG от немецкого гиганта Schaeffler: ни одного слабого места по всем проведенным замерам.
На второй позиции остается деталь Swag от еще одного немецкого концерна Bilstein Group — правда, с поправкой на то, что очень суровую зиму пыльник может не выдержать.
На третьей ступеньке с равным количеством баллов — оригинал Renault и наконечник от Lynx. У родной французской детали — рекорд по параметру вырыва, грамотная защитная конструкция и сопротивляемость любым морозам, хотя и самая высокая цена. У детали от Lynx также отличный показатель силы вырыва и морозоустойчивости.
В общем-то, неплохи и суммарные показатели еще двух брендов — Zekkert и CTR. Последний получил дополнительный балл за защитную конструкцию пыльника. Детали Flennor и Moog не прошли по ГОСТу и не выдержали суровых морозов. Остальные показали результаты в разной степени ниже среднего.
Журнал «Движок» выражает благодарность лаборатории НПО «Талис» и за помощь в подготовке и проведении теста.
Какому пыльнику рулевого наконечника отдать предпочтение
Отдельный вопрос: как же выбрать пыльник наконечника? Если уточнить совместимость пыльника со своим автомобилем, что, опять же, проще всего пользуясь возможности всемирной паутины, то остается лишь выбрать материал изделия и отдать предпочтение конкретному производителю. О материалах стоит знать следующее:
- Резина дешевый и износостойкий материал. Сегодня с ней научились работать практически все производители. Вы можете взять недорогой отечественный пыльник и с ним отъездить около 40 тысяч километров (иногда выходит и больше). Резина имеет тенденцию к затвердеванию на морозе и плохо показывает в себя в северных широтах – начинает трескаться, что отрицательно сказывается на эксплуатации наконечника рулевой тяги;
- Полиуретан жестче и долговечнее резины. Далеко не на все автомобили поставляются полиуретановые втулки и пыльники. Если у вас относительно новый зарубежный автомобиль, то производством полиуретановых пыльников наконечников и ШРУСов точно занимается несколько европейских компаний.
При выборе пыльников стоит обратиться к электронным каталог или пользоваться поиском по кодам или VIN-коду автомобиля. Нужно учесть внутренний и наружный диаметры (в каталогах обозначаются как d и D), длину (L). Если новый пыльник полностью повторяет старый, его код стоит сохранить. Далее нужно будет подобрать аналоги и определиться с брендом. Отдавайте предпочтение пыльников от:
Пыльник рулевого наконечника можно найти в каталогах практически всех производителей комплектующих рулевой системы, но есть одна загвоздка: отдельно пыльник продается редко – только в комплекте с наконечником. Сложнее всего найти отдельно пыльники Lemforder, а проще всего – Febi и Mobis.